Примерный порядок действий по организации антитеррористической безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта

· Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

· назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры;

· назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности:

· образовать  и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

· реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

· обеспечить в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры предоставление отдельных помещений и (или) участков помещений на объектах транспортной инфраструктуры для проведения досмотра физических лиц;

· выделить и оборудовать в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного или группы объектов транспортной инфраструктуры;

· обнаруживать на контрольно-пропускных пунктах и постах на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее части предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допускать их перевозки, а также перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры  или ее часть, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом и правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

· незамедлительно информировать уполномоченных представителей подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации об обнаруженном, распознанном и идентифицированном оружии, боеприпасах, патронах к оружию, взрывчатых веществах и взрывных устройствах, ядовитых или радиоактивных веществах в случаях.

БИЛЕТ №18

 

1 Раскройте понятие «субъекты транспортной инфраструктуры»;
Субъекты транспортной инфраструктуры — юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

2. Теоретические основы метода визуальной диагностики психоэмоционального состояния человека.
Визуальная психодиагностика - это отрасль психодиагностики, основанная на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее психологическое содержание личности. Существует взаимосвязь внешнего и внутреннего, и психологические особенности человека можно определить путем анализа физического тела человека и его внешних проявлений.

Основные методы визуальной психодиагностики - это наблюдение, беседа, биографический метод, морфологический и графологический анализ, физиогномика, хиромантия и др. Анализируются такие особенности человека как телосложение, черты лица, форма рук, пальцев, ногтей, мимика, жестикуляция. Рассматриваются и такие внешне наблюдаемые предпочтения человека, как цвет одежды и интерьера, оформление внешности, используемые украшения, домашние животные, личный автомобиль и т. д. Используются разнообразные методики визуальной диагностики: цветовой тест Люшера, психогеометрия, методика «Словесный портрет» В.П. Куликова, методика Сонди и др. Методы визуальной психодиагностики позволяют достаточно быстро собрать информацию о человеке, составить его психологический портрет, спрогнозировать эффективность той или иной деятельности человека.

 

3. Назовите степени угроз на транспорте и приведите примеры.

Основными угрозами на транспорте являются:

- террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и др.);

- иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта, (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, телефонный «терроризм», противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические, психологические последствия;

- криминальные действия против пассажиров;

- криминальные действия против грузов;

- чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью, несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе, нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.

К числу угроз следует отнести и негативные последствия недостаточной разработанности нормативной правовой базы, регулирующей отношения в транспортной сфере, а также изъяны в правоприменительной практике.

По характеру источников угрозы подразделяются на:

- угрозы социогенного характера (неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хищения, хулиганство, блокирование путей и транспортных средств, нарушение правил эксплуатации технических средств, несовершенство этих правил и законодательной базы, касающейся транспортного комплекса);

- угрозы техногенного характера (порожденные некачественным состоянием материально-технической части транспортной сферы, недостаточным уровнем квалификации обслуживающего персонала);

- угрозы природного характера (наводнения, оползни, землетрясения, снежные и песчаные заносы на дорогах, цунами, тайфуны и т.п.).

Кроме того, источники угроз транспортной безопасности Российской Федерации идентифицируются как «внешние» и «внутренние».

К внешним источникам угроз относят:

- деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и транспортных структур, направленная против интересов Российской Федерации в транспортной сфере;

- обострение международной конкуренции за обладание новыми транспортными рынками, новыми транспортными технологиями и природными ресурсами;

- стремление ряда стран к доминированию на мировом транспортном пространстве и вытеснению России с традиционных транспортных рынков;

- увеличение технологического отрыва ведущих держав мира от России и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских транспортных технологий;

- деятельность международных террористических организаций.

К внутренним источникам угроз относят:

- критическое материально-техническое состояние некоторых отраслей транспортного комплекса;

- неблагоприятную криминогенную обстановку, сопровождающуюся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в транспортной сфере;

- недостаточную координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в транспортном комплексе и обеспечения его безопасности;

 



БИЛЕТ №20

 

1 Раскройте понятие «оценка охраны морского судна и портового средства»
Оценка охраны морского судна и портового средства - определение степени защищенности морского судна, акватории морского порта, морского терминала, проведенное в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств

2. Психотипы личности. Внешние признаки и особенности поведения пассажиров. Типовые модели поведения нарушителей.
Психотип - более узкое понятие, чем тип личности, куда включают не только психологические, но и социальные особенности человека, его образ жизни, его ценности и привычки

Карл Юнг подразделил людей на два типа личностей:

Интроверты- люди, энергия которых направляется внутрь себя. Они не склонны к открытому проявлению эмоций, скрытны, не делятся с другими своими мыслями и переживаниями. Интроверты с трудом переносят общество, некомфортно ощущают себя в больших компаниях, особенно незнакомых людей. Они не идут первыми на контакт, и даже близкие друзья не всегда хорошо их знают.

Экстраверты- это тип личности, который активно взаимодействует с окружающим миром. Он умеет ярко заявить о себе и наладить полезные контакты. Он вдохновитель, лидер, организатор.

Оценка внешнего вида пассажиров ТС также может дать информацию об их преступных намерениях и причастности к преступлению. Практика показывает, что особое внимание необходимо обращать на лиц:

Обладающих ярко выраженной нервозностью, неуверенностью, агрессивностью либо депрессией и подавленностью, признаками страха разоблачения у них могут быть:

- покраснение или побледнение кожных покровов;

- дрожание пальцев рук;

- быстрый подход к инспектору с намерением исключить возможный осмотр транспортного средства и груза;

- стремление задать опережающие вопросы на отвлеченную тему (о маршруте движения, состоянии дороги, наличии по пути АЗС, СТО и т. д.), обратиться с просьбами (прикурить, показать карту и т. д.),

- непроизвольные движения мышц, выраженные в подрагивании рук; суетливость, постукивание пальцами, одергивание и разглаживание одежды, резкие движения, вызывающие падение из рук документов и вещей;

- сужение зрачков глаз;

- замешательство;

- замедленный и нерешительный ответ;

- попытка сослаться на болезнь, переутомление;

- незнание содержимого багажника, перчаточного ящика, карманов на чехлах сидений;

- незнание государственного регистрационного номера ТС, которым они управляли;

- попытка что-то спрятать, уничтожить или выбросить;

- попытка бежать.

Модель нарушителя складывается из следующих составляющих:

 Тип нарушителя

· внешний одиночный - лицо, которое может находиться на ОТИ (объект транспортной инфраструктуры;), не входящее в состав персонала ОТИ и не имеющее права доступа в зону транспортной безопасности ОТИ;

· внешний групповой – террористические, криминальные группы и пр.;

· внутренний одиночный - персонал ОТИ и другие лица, имеющие допуск в зону транспортной безопасности ОТИ, оказывающий помощь внешнему нарушителю, в зоне транспортной безопасности ОТИ;

· внутренний групповой - террористические, криминальные группы и пр., внедренные в состав персонала ОТИ;

· комбинированный - внешний и внутренний нарушители, действующие совместно.

Оснащенность:

· финансовыми средствами

· транспортными средствами (автомобили, летательные аппараты, плавсредства и др.), специальными инструментами, снаряжением, приспособлениями

· специальной техникой,(химические вещества, генераторы электромагнитных воздействий и т.п.) - в целях беспрепятственного доступа в зону транспортной безопасности ОТИ;

· огнестрельным и холодным оружием, химическими, взрывчатыми и др. веществами - в целях совершения АНВ в деятельность ОТИ.

Подготовленность:

а) физическая подготовленность нарушителя к совершению акта незаконного вмешательства:

· высокая – нарушитель имеет профессиональные навыки к быстрому перемещению на большие расстояния, преодолению естественных и искусственных препятствий, скрытному перемещению (кроссовая подготовка, преодоление ограждения и вертикальных стенок, перебежки и переползания, рукопашный бой и т. п.);

· средняя – нарушитель имеет общепринятый среднестатистический уровень физической подготовки с практическим опытом проведения террористических акций, специальная физическая подготовка нарушителя не проводилась;

· низкая – нарушитель не имеет физических навыков (кроссовая подготовка, знание приемов рукопашного боя);

б) подготовленность нарушителя владением оружием и техническими средствами:

· высокая – нарушитель прошел подготовку (тренировку) на аналогичном объекте или его полномасштабном макете и имеет опыт в проведении аналогичных террористических актов;

· средняя - нарушитель имеет практический опыт проведения террористических актов;

· низкая – нарушитель прошел курс начальной подготовки с использованием общих схем, не имеет практического опыта проведения террористических актов.

 Осведомленность нарушителя об особенностях ОТИ, его критических элементах, об организации обеспечения транспортной безопасности на ОТИ:

· высокая – нарушитель изучил инженерно-техническую систему обеспечения транспортной безопасности ОТИ, зону транспортной безопасности, и др. информацию об ОТИ;

· средняя – нарушитель знает сравнительно много об ОТИ, но не знает его уязвимых мест, недостаточно информирован об инженерно-технической системе обеспечения транспортной безопасности, критических элементах ОТИ;

· низкая - имеет общее представление об ОТИ и инженерно-технической системе обеспечения транспортной безопасности, не знает места нахождения.

Тактика действий:

· силовое нападение

· скрытое проникновение

· обманное проникновение – проникновение на ОТИ, используя поддельные документы, ключи, идентификаторы личности и т.п. (при этом необходимо рассматривать вариант, при котором внешний нарушитель действует совместно с внутренним).

 

3. Примерный порядок действий по организации антитеррористической безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта
Терроризм –преступление, направленное на подрыв государственной власти и формирование у населения чувство страха и беспомощности, возникающие под влиянием организованного и жестокого насилия террористов.

В целях организации надежной антитеррористической защиты объекта необходимо иметь следующие документы:

- приказ «О предупреждении актов терроризма и минимизации их последствий», в котором назначаются ответственные должностные лица на каждом технологическом участке – подготовке транспортных средств к выезду, выезда, работы на линии, возвращения, уборки, стоянки и т.д.

- к приказу прилагается план-схема охраны объекта при угрозе или совершении террористического акта (утверждается руководителем объекта)

 

- инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму (утверждается руководителем объекта);

- инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях, в том числе террористического характера;

Инженерно-техническая укрепленность объекта – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам

Система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий.

С учетом высокой террористической уязвимости объектов пассажирского автотранспорта практически всему персоналу автотранспортного предприятия необходимо иметь представление о признаках подготовки террористических актов на объектах автотранспорта.

Основными из них для сотрудника автотранспортного предприятия являются:

- появление в окружении объектов транспорта, в том числе с массовым скоплением людей, лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки, повышенный или слабо мотивированный интерес к определенным аспектам в деятельности объекта;

- неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото- и видеосъемки, составление планов, схем и т.д.;

- изучение маршрутов и графиков передвижения нарядов ППС, ДПС и ведомственной охраны в районе планируемой акции;

- необоснованное вступление в контакт с сотрудниками объектов и его охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности и т.д.;

- проникновение в технические помещения структурных объектов транспорта (подвалы, чердаки многоэтажных зданий) лиц, не имеющих отношения к обслуживанию указанных объектов;

- использование документов и формы работников транспорта, дающих право прохода на территории объектов транспорта, пунктов управления, посадки в транспортные средства;

 




БИЛЕТ №21

 

1 Раскройте понятие «цели обеспечения транспортной безопасности»

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.

2. Анализ  типовых моделей поведения нарушителей транспортной безопасности
Модель нарушителя представляет собой совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей.

Модель нарушителя складывается из следующих составляющих:

1. Тип нарушителя

· внешний одиночный;

· внешний групповой – террористические, криминальные группы и пр.;

· внутренний одиночный - лица, имеющие допуск в зону транспортной безопасности

· внутренний групповой - террористические, криминальные группы и пр.

· комбинированный - внешний и внутренний нарушители, действующие совместно.

2. Оснащенность:

· финансовыми средствами;

· транспортными средствами (автомобили, летательные аппараты, и др.),

· специальной техникой, (химические вещества, генераторы электромагнитных воздействий и т.п

· огнестрельным и холодным оружием, химическими, взрывчатыми и др. веществами.

3. Подготовленность:

а) физическая подготовленность нарушителя к совершению акта незаконного вмешательства: высокая, средняя, низкая.)

б) подготовленность нарушителя владением оружием и техническими средствами (высокая, средняя, низкая)

4. Осведомленность нарушителя об особенностях ОТИ (объект транспортной инфраструктуры;), его критических элементах, об организации обеспечения транспортной безопасности на ОТИ (высокая, средняя, низкая).

5. Тактика действий:

· силовое нападение - вооруженное нападение на ОТИ;

· скрытое проникновение - проникновение на ОТИ;

· обманное проникновение – проникновение на ОТИ, используя поддельные документы.

 

3. Порядок применения аптечки первой помощи при ДТП.
а) при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, все манипуляции выполнять в медицинских перчатках;

б) при артериальном кровотечении из крупной артерии прижать сосуд пальцами в точках прижатия, наложить жгут кровоостанавливающий выше места повреждения, с указанием в записке времени наложения жгута, наложить на рану давящую (тугую) повязку;

в) при отсутствии у пострадавшего самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание при помощи устройства для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот»;

г) при наличии раны наложить давящую повязку, используя стерильные салфетки и бинты или применяя пакет перевязочный стерильный. При отсутствии кровотечения из раны и отсутствии возможности наложения давящей повязки наложить на рану стерильную салфетку и закрепить ее лейкопластырем. При надобности дать пострадавшему Обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые средства при травмах, ранениях, шоке: анальгин, аспирин. Средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран: жгут, бинты стерильные, бактерицидные салфетки, статин, бактерицидный лейкопластырь, раствор йода, вата.

Средства при болях в сердце: валидол, нитроглицерин. Средства для сердечно-легочной реанимации при клинической смерти: устройство для проведения искусственного дыхания. Средство при стрессах: корвалол.




БИЛЕТ №22

 

1. Раскройте понятие «акт незаконного вмешательства».
акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

2 Общие сведения об информационном обеспечении в области транспортной безопасности.
2. Информационное обеспечение в области транспортной безопасности. В целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий и связи, создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.

Информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах. Такие базы формируются при осуществлении следующих видов перевозок:

1) внутренние и международные воздушные перевозки;

2) железнодорожные перевозки в дальнем следовании;

3) международные перевозки морским, внутренним водным и автомобильным транспортом;

4) перевозки железнодорожным, морским, внутренним водным и автомобильным транспортом

Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах формируются на основании информации, предоставленной:

1) субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками;

2) федеральными органами исполнительной власти;

3) иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: