Проблема воспитания в высшей школе

Как и любой процесс, образование человека происходит во времени и пространстве. Закрепление знаний, умений, навыков происходит в основном уже за пределами высшего образования, непосредственно на той работе, к которой студента готовит вуз. Часто такой процесс происходит достаточно болезненно для выпускника. Отсюда вхождение очередного студента в профессиональную жизнь должно не быть таким драматичным. Поэтому процесс практического овладения и закрепления знаний, умений и навыков - тоже одно из важных направлений высшей школы, которую надо улучшать и совершенствовать. Вторая сторона вопроса в системе образования - материально-техническая база.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ КАК СПОСОБЫ ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. ВИДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Можно выделить следующие группы методов воспитания: 1 группу составляют методы формирования сознания личности студента. К ним относятся убеждение, разъяснение, увещевание, внушение, этическая беседа, метод примера, подражательность. 2 группа включает методы организации деятельности и формирования опыта поведения человека. Основными из этих методов являются упражнения, требование, приучение, метод поручений. К третьей группе относятся методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности, которые включают соревнование, поощрение и наказание. В 4 группу включают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Рассмотрим первую группу. К ним относятся следующие методы воспитания: убеждение, разъяснение, увещевание, этическая беседа и пример. Метод убеждения предполагает использование двух основных, неразрывно связанных средств: убеждение словом и убеждение делом. Эффективность и действенность метода убеждения зависит от целого ряда условий, которые облегчают процесс превращения получаемых знаний, теоретических положений и идей в личные убеждения студентов. Разъяснение представляет собой метод непосредственного эмоционально-словесного воздействия на студентов. Для разъяснения характерна доказательная форма изложения мысли, основанная на последовательном использовании логически связанных умозаключений и доводов, устанавливающих истинность данного суждения.

Этическая беседа представляет собой целенаправленное последовательное обсуждение знаний, предполагающее участие в нем обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Она построена на принципах равноправия и сотрудничества. Цель этической беседы состоит в углублении и упрочении нравственных понятий, в обобщении и закреплении знаний, формировании системы нравственных взглядов, принципов и убеждений. Следующий метод, относящийся к первой группе – пример – представляет собой воспитательный метод исключительной силы. В последнее время на практике широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического воздействия на личность. В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицинской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг.

28 ЗАДАЧИ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ И РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП. Наиболее актуальными являются следующие задачи воспитания: -Формирование у студентов высокой нравственной культуры; Формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры; Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Можно выделить следующие методы воспитания. Методы формирования сознания — воздействие на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок. Основу составляют метод убеждения словом и метод убеждения делом. Методы стимулирования деятельности и поведения — воздействие на мотивационную систему личности, направленное на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения. Воспитание студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др. Свойства и качества — это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Формированию качеств личности способствует применение принципов и методов воспитания. Известно, что принципами воспитания являются: целеустремленность, воспитание в коллективе, индивидуальный подход, опора на положительное и другие, а методами — убеждение, упражнение, поощрение, пример и т. д. Психологический смысл правильного использования принципов и методов воспитания заключается в том, что результатом является такая оптимизация деятельности и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, которая наиболее эффективно ведет к достижению подготовки студентов, формированию их личности. Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: