Категории электронной коммерции

  Потребитель Продавец Администрация
  Продавец В2С-Коммерческие отношения между турагентством и потребителем В2В-Коммерческие отношения между турагентством и туроператором В2А-Взаимодействие туроператоров с посольствами, консульствами, законодательными органами
    Потребитель С2С - Сайты с отзывами об отелях, турах, наземном обслуживании и т.д.   С2А-Непосредственное обращение потребителя в консульство, посольство или к законодательным органам

 

Важную роль играют интернет-платежные системы, без существования которых интернет-магазины потеряли бы большую часть своих функций. Важность платежных систем является ключевой в рассматриваемой сфере, так как именно в туризме большая часть операций осуществляется через интернет, а существование электронной коммерции без платежей не имело бы смысла
В туризме активно используются безналичные и электронные деньги. Если эмиссия денег осуществляется с открытием персональных счетов, то речь идет о безналичных расчетах. Но если эмиссия происходит без открытия персонального счета, а более того, и без участия банка, а только лишь платежной системы, то речь идет о электронных деньгах.                                            

К главным преимуществам электронных и безналичных денег по отношению к наличным для использования в сфере туризма относят:

· низкую стоимость перевода и транзакции с одного электронного счета на другой;

· высокая скорость операции, которая ограничивается лишь возможностями самой платежной системы;

· максимальная делимость и объединяемость (нет необходимости в выдаче сдачи);

· высокая портативность (величина суммы никак не связана с размерами и габаритами денег);

· отсутствие необходимости в пересчете суммы.
Туризм и научно-технич. прогресс

НТП в туризме – это комплекс мероприятий, осущ-ние которых необходимо для эффективного решения научно-технических проблем и широкого применения в туризме достижений науки и техники, современных технологий обслуж-я и производства.                                                                       Туризм стал развиваться благодаря НТП, когда стал развиваться ж/д транспорт, т.к. туризм – это путешествия. Воздушный транспорт – внедрение авиаперевозок. Туризм приобретает глобальное значение – люди путешествуют по всему миру за короткое время. Наименее опасный вид транспорта. Морской транспорт способствовал появлению круизов. Это самый опасный, дорогой и очень комфортный вид транспорта.                                                                                                                 Свой вклад в туризм внесло развитие компьютерных технологий и связей: мобильные телефоны, появление систем бронирования и резервирования, в том числе через Интернет. Например, программа «Мастер-тур», которая помогает деят-ти тур. фирмы.                                             Развитие техники, которая позволяет делать услуги комфортабельнее (кондиционеры и проч.).    На развитие туризма оказали новые технологии в управлении предприятиями – горизонтальная и вертикальная интеграция.                                                                                     Горизонтальная интеграция – это объединение компаний, занимающихся однородным видом предпринимательства, в результате которого происходит расширение и интернационализация бизнеса, укрупнение и активное проникновение капитала на зарубежный рынок.

Вертикальная интеграция – это объединение разнородных компаний, составляющих технологическую цепочку обслуживания.

ИТ в тур биз и их влияние на развитие индустрии туризма

- внесение изменений в существующий туристский продукт (направленные на повышение качества услуг, а также на изменение потребительских свойств туристского продукта) или создание качественно нового туристского продукта (с использованием инновационных форм маркетинга, планирования и проектирования);

- внедрение и использование инновационных технологий в гостиничной индустрии: системы управления, бронирования, онлайн-общения с партнерами по бизнесу и потенциальными клиентами, виртуальные туры, телепорты, «умный дом», использование смартфонов для оплаты услуг, «умное» зеркало с интерактивным меню, онлайн-консультанты, «интеллектуальные» номера, электронные рецепции и т. д.;

- внедрение и использование инновационных технологий в индустрии питания: использование новых видов пищевого сырья; использование инновационного технологического оборудования; использование инновационных технологий хранения и продления сроков годности продуктов; применение инновационных технологий при реализации продукции, обслуживании потребителей и т. д.;

- внедрение и использование инновационных технологий в транспортном обслуживании туристов: использование и внедрение нового транспорта, включающего в себя все новейшие технические достижения; использование новейших технологий для обслуживания туристов на вокзалах и в аэропортах, а также во время перевозки; внедрение и использование новых систем бронирования, регистрации и обслуживания пассажиров, бонусных программ и т. д.;

- внедрение и использование инновационных технологий в сфере страхования туристов на время поездки: использование новых инновационных программ для страхования туристов, разработанных страховыми компаниями;

- внедрение и использование инновационных технологий в экскурсионном обслуживании туристов: использование инновационных технологий в разработке и создании экскурсионного продукта; технические инновации на экскурсии; скансены; военно-исторические, тематические, этнографические реконструкции с применением интерактивных и анимационных методов, мастер-классов, игровых элементов, театрализации; виртуальные экскурсии, сити-квест, фотоспринт, экстрим экскурсии, приключения, корпоративные, профориентационные и т. д.; использование аудиогидов, радиогидов GPS-экскурсоводов и другого инновационного оборудования для проведения экскурсий;

- внедрение и использование инновационных технологий в работе туристских фирм: внедрение инноваций, связанных с развитием туристского бизнеса в системе и структуре управления; кадровой политике; внедрение современных форм учета отчетности и ведения бухгалтерии; экономического планирования работы фирмы; реконструкция старых и создание новых туристских продуктов; автоматизированное управление продажами; бронирование и продажа туров в системе онлайн, одним словом, новый менеджемент;

- внедрение и использование маркетинговых инноваций: создание качественно новых веб-сайтов турфирм: максимально информативных, интернет-представительств; систем онлайн-бронирования и обслуживания туристов, систем онлайн-платежей, демонстрация на сайтах «виртуальных туров», онлайн-связь в режиме реального времени, создание интернет-офисов и интернет-магазинов; подача рекламы на качественно новом уровне, исследование рынка на основе новых информационных технологий; эффективно использовать социальные сети для рекламных целей и т. д.

Информационные технологии обеспечивают деятельность авиакомпаний. В процессе организации, управления и контроля авиаопераций огромную роль играют электронные системы, помогающие при планировании маршрутов и расписания, контроле и анализе прохождения полетов, управлении персоналом, бухгалтерском учете и перспективном планировании. Они включают, например, Систему передачи и направления сообщений, Спутниковую систему сбора и передачи информации для воздушного транспорта, Инерционные навигационные системы. Систему контроля за воздушными перевозками. Микроволновые системы посадки, Систему продажи авиационных билетов (в России широко применяется "Сирена-м").

Обеспечение высокого уровня обслуживания в гостинице в современных условиях невозможно достичь без применения новых технологий.

Новая технология предусматривает автоматизацию многих гостиничных процессов, электронное резервирование, введение технологий, способствующих улучшению качества обслуживания одновременно при сокращении персонала.

Влияние информационных ресурсов на развитие туризма

Влияние информационных технологий на туризм ощущается на разных стадиях создания и продвижения турпродукта. Основ­ные направления влияния современных компьютерных техноло­гий на туризм.Наибольшее влияние современные компьютерные технологии оказывают на продвижение туристского продукта (распространение и продажи). Прежде всего это касается возможности формирования новых маркетинговых каналов продвижения и сбыта туристского продукта. Так, в области рекламы широкое распространение получила прямая рассылка туристской информации по электронной почте (direct-mail). В последние годы большинство туристских предприятий создают свои собственные сайты в Интернете, а также используют баннерную рекламу. Хотя эффективность этих каналов распространения туристского продукта в России не очень высока, это направление следует рассматривать как весьма перспективное.

В области менеджмента в туристском бизнесе произошли также кардинальные изменения. Современный уровень развития турбизнеса и жесткая конкуренция в этой области придают особую важность информационным системам туристских агентств. Функциональные возможности этих систем должны обеспечивать ввод, редактирование и хранение информации о турах, гостиницах, клиентах, о состоянии заявок, предусматривать вывод информации в форме различных документов: анкет, ваучеров, списков туристов, описаний туров, гостиниц; рассчитывать стоимость туров с учетом курса валют, скидок, контролировать оплату туров, формирование финансовой отчетности, перевод экспорт-импорт данных в другие программные продукты (Word, Excel, бухгалтерские программы) и прочие возможности.

Внедрение новых информ. технологий в индустрии туризма

Наблюдения показывают, что используя системы бронирования – информационные технологии, турфирма может организовать реализацию турпродукта круглосуточно без увеличения нагрузки на персонал. Объединение возможностей систем бронирования позволяет создать национальную систему резервирования турпродукта, обеспечивающую развитие международного туризма. Однако, наряду с организованной и структурированной частью туризма активно функционирует и самодеятельный туризм, который масштабно развивается на базе социальных сетей, регулярно пополняющих свои ряды. Социальные сети можно классифицировать как широко известные такие как: одноклассники, твиттер, в контакте и так далее, а также туристические социальные сети: tourout.ru, flagatrip.ru, www.venividi.ru, travel.dmir.ru, tourbina.ru, geoid.ru, turometr.ru, www.poezdochka.com, www.wayn.com и так далее. Эти информационные технологии позволяют людям путешествовать в другие страны, не только легко бронируя отели, но и быстро приобретая билеты по доступной цене. Важным игроком на рынке международного туризма является онлайн-биржа, осуществляющая резервирование авиабилетов на рынке чартерных перевозок - Anywayanyday.com, ранее в 2000 году, размещавшаяся на проекте Матисс.ру, но впоследствии закрытом. Используя Интернет технологии, компания Anywayanyday в 2015 году заработала $66 млн. По информации, размещенной на официальном сайте компании, anywayanyday.com использует для работы данные сразу нескольких глобальных дистрибутивных систем бронирования (GDS). Предложения, поступающие от авиакомпаний, обрабатываются в реальном времени, соскоростью более 200 вариантов перелетов в секунду по каждому из запросов.

Инновац. технологии в тур бизнесе и их влияние на развит тур. индустрии

Инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего туристского продукта и развивается сегодня по трем направлениям.

1. Внедрение организационных инноваций – нововведений, связанных с развитием туристского бизнеса и конкретного предприятия, в систему и структуру управления на основе передовых технологий; в кадровую политику на основе постоянного повышения квалификации; в обеспечение устойчивого развития предприятия на основе рациональной экономической и финансовой деятельности.

2. Внедрение маркетинговых инноваций, позволяющих выявлять и удовлетворять потребности целевых потребителей, а также привлекать еще не охваченный контингент клиентов.

3. Осуществление периодических нововведений, направленных на изменение потребительских свойств туристского продукта и дающих конкурентные преимущества (внедрение инновационных продуктов).

Для России инновационные технологии важны с позиции решения насущных проблем в туристической отрасли (повышение уровня сервиса, совершенствование материально-технической базы, сохранение памятников культуры и т.д.).

Виды инновационных технологий:

— сфера новизны: новые для отрасли, новые для страны, новые для мира, новые для предприятия;
— по содержанию: организационно-управленческие, информационные, технологические, технические;
— по причине возникновения: реактивные и стратегические;
— по потенциалу: радикальные и модифицирующие.

Согласно этой классификации Интернет-технологии будут относиться к информационным инновационным технологиям, которые могут использоваться и при формировании туристического продукта тур. фирмами для:

1) проведение рекламных мероприятий;
2) информирование потребителей о новинках и акциях;
3) формирование положительного имиджа у туристов о фирме;
4) продвижение новых видов туристических услуг (посещение через сеть Интернет-музеев не только России, но и мира).                                                                                                                              В частности, следует отметить, что в последнее время последняя услуга получила распространение и является интересной для многих целевых групп, в частности школьников, которые во время проведения уроков с помощью Интернета могут посещать музеи, которые находятся в другой стране и знакомиться с достижениями мировой культуры и искусства. Сегодня это возможно для: Национального музея Тараса Шевченко в Киеве, Киево-Печерской лавры, Лувра в Париже, Эрмитажа в Санкт-Петербурге,                                                                                                              Интересны также виртуальные путешествия, когда вы можете не только посетить отдельные музеи, но и посмотреть памятники культуры, природу. В данном направлении, интересным является предложение компаний Google и «Российских железных дорог», которые предлагают путешествовать по маршруту Москва-Владивосток, который проходит через две части света, 12 областей и 87 городов. Вы одновременно можете посмотреть на Байкал, Хехцирський позвоночник, Баргузинские горы и тому подобное. Кроме того, компания Google запустила новый сервис Hotel Finder, разработанный на основе продукта ITA Software. Задача этого сервиса — поиск отеля по параметрам, введенным пользователем. Новый сервис позволяет искать отели по местоположению, цене, количеству звезд, отзывам и наличию скидок на размещение. Пользователи могут рассмотреть фотографии выбранных гостиниц, узнать их адреса и телефоны, а также забронировать номер, перейдя по ссылке на сайты партнеров Google (например, Priceline или Travelocity). Пока услуга распространяется только на территорию США, информация о расположении отелей можно получить с картографического сервиса Google Maps. Проект объявлен экспериментальным, позже на его основе планируют запуск полноценной версии.                                                                                                   В последние годы получает распространение при организации гостиничного бизнеса использование технологий «умный дом», что позволяет более рационально использовать все имеющиеся ресурсы (воду, электроэнергию, теплоэнергию и т. п), ведь всем известно что именно гостиницы являются одними из крупнейших потребителей этих ресурсов. Поэтому, в 2010 году в США впервые был проведен конкурс Sustainable Suite Design Competition, организованный U. S. Green Building Council и ASID (Американской ассоциацией дизайнеров интерьеров). Конкурсным заданием для дизайнеров интерьеров стало создание проектов гостиничного номера, что соответствуют современным понятиям об ответственности по отношению к окружающей среде, которые одновременно стали бы новым позитивным опытом для клиентов. Делался акцент на потребление воды, окружающая среда, энергоэффективность, материалы, внутреннюю среду. По мнению ряда экспертов, такаятехнология позволяет повысить эффективность и производительность системы управления гостиничным бизнесом и создает предпосылки для его конкурентоспособности, ведь позволяет совместить безопасность, комфорт и технические возможности.                                       Следующее направление — это использование современных автоматизированных систем для организации безопасности в гостиницах и ресторанах, управления инженерной инфраструктурой, складским хозяйством и тому подобное, что позволяет не только упорядочить процесс управления, но и рационально использовать все имеющиеся ресурсы.

К техническим инновационным технологиям следует отнести внедрение человекоподобных роботов, которые создали японские ученые для уменьшения влияния человеческих чувств на качество организации работы отелей и ресторанов. Данные работы создаются для решения проблем с массовым скоплением людей, что позволит продуктивно организовывать работу. В частности, если вы проснулись среди ночи в «Royal Suite» и хотите пойти в ванную, вам не придется блуждать в темноте. На краю кровати есть маленькая кнопка. Нажимая на нее, тропа в ванну начинает неярко светиться под ногами. Причем нигде нет никаких проводов — они надежно спрятаны под пол и в ножки мебели.     В то же время существуют направления деятельности в туризме, уже известные специалистам, которые могут стать новыми для регионов, так как не развиваются или развиваются медленно, хотя практика уже доказала их эффективность. Именно при внедрении в регионах могут дать серьезный экономический эффект:

– развитие внутреннего туризма и привлечение российских туристов (в первую очередь, жителей соседних субъектов федерации и мегаполисов);

– приоритетная поддержка экологического туризма, который имеет в российских регионах великолепную базу и сегодня успешно развивается во всем мире;

– внедрение услуг по интерпретации культурного и природного наследия;

– брендинг дестинации.

Примером успешного привлечения внутренних туристов является проект, реализуемый в Вологодской области – «Великий Устюг – родина Деда Мороза». На реализацию мероприятий областной целевой программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза» в первый год ее осуществления из областного бюджета было выделено 18,9 млн рублей, а доход от реализации путевок составил 161,2 млн рублей.

Инновационные методы продвижения туристских услуг

Информационные порталы на минимум 5 языках;

·Проведение маркетинговых исследований с целью формирования лояльности потребителей;

·Интернет-ярмарки;

·Блогинг;

·Информационные туры для блогеров, представителей СМИ;

·Официальный канал на YouTube;

·Высококачественный фото и видео-банк;

·Гугл-аналитика Google AdSense;

·Таггетирование и расстановка хэш-тэгов с помощью Instagram, Google Earth, Facebook, Twitter и др.

·Работа со сторонниками;

·Размещение информации в Expedia, Tourbinaи др. с возможностью управления контентом пользователями и профессионалами сферы;

·Создание официальных страниц в социальных сетях Facebook, VK, Circles, Google+, LinkedIn, Myspace и др.и микроблогах Twitter, Tumblr и др.;

·Поисковая оптимизация в Google, Yahoo, AskMe, Yandexи др;

·Клики /количество переходов на сайт;

· Online конференциичерез IP-телефонию (Skype, Viber и др.);

·Продажи и баннерная реклама в системах интернет-бронирования и покупки туристских, гостиничных и транспортных услуг(Booking, AnyWayAnyDayи др);

·Размещение информации о туристских объектах и услугах региона в TripAdvisor и Tonkosti;также с помощью QR-кодов;

·Формирование специальных приложений для различных мобильных платформ;

·Формирование 3Dмакетов объектов туристского интереса и 3D-маршрутов;

·Размещение информациио туристских объектах и услуслугах региона в геосоциальных сетях типа Foursquare, AlterGeo, системах GPS-навигации;

·Работа с социальными закладками, каталогами, библиотеками и т.д.

·Инфографика и др.









Государственное регулирование инновационных процессов. Правовая база инновационного процесса. Налоговое регулирование. Финансирование инновационной деятельности. Венчурное финансирование. Защита прав участников инновационных процессов. Процедура патентования.

Регулирование инновационной деятельности во всех развитых странах мира осуществляется на различных уровнях:

на уровне государства в целом;

на уровне отдельного региона;

на уровне организации, предприятия, фирмы. Важнейшими целями государственного регулирования инновационной деятельности выступают:

обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;

улучшение экологической ситуации в стране;

укрепление безопасности и обороноспособности страны.

Важнейшая форма государственной поддержки развития инноваций – законодательное регулирование инновационной деятельности, всемерная поддержка малого бизнеса, создание благоприятного инновационного климата. Одним из инструментов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности служит разработка инновационных прогнозов концепций развития

Только за последние годы приняты такие документы, как Концепция инновационной политики на 2001–2005 гг. в России и план действий Правительства РФ по ее реализации, федеральные законы «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (1999 г.), «Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Ряд экономистов подразделяет условия, которые создает государство для инновационной деятельности, на экономические, организационные и правовые. К экономическим можно отнести такие факторы, как: уровень развития рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовестной конкуренции. Сюда же относятся создание определенных льготных налоговых условий для проведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции, поддержка отечественной инновационной продукции на между-народном уровне и др.

Важными факторами организационного регулирования государством инновационной деятельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информационная поддержка такой деятельности государством, включая обеспечение свободы доступа к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершен-ных инновационных проектах и программах и т.п.

К числу правовых условий, создаваемых государством для инновационной деятельности, следует отнести охрану прав и интересов участников инноваций, правовые основы взаимоотношений субъектов, участвующих в инновационной деятельности, и др.

Правовая база инновационной деятельности в РФ представлена рядом законодательных актов.

1. ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. Определяет основные функции государственных структур управления в научно-технической сфере.

2. ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» от 23 декабря 1999 г. № 535-ФЗ. Определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности, включая стимулирование субъектов инновационной деятельности путем предоставления льгот и пр.

3. ФЗ «О статусе наукограда» от 07 апреля 1999 г. № 70-ФЗ. Регламентирует вопросы, связанные с порядком приϲʙᴏения статуса наукограда, осуществлением государственного стимулирования научно-технической деятельности в наукоградах.

4. Патентный закон РФ. Определяет условия и порядок предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности (изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам), а также определяет права и обязанности патентообладателей.

5. Закон об авторском праве и смежных правах. Регламентирует вопросы, связанные с защитой прав на результаты творческой деятельности (музыкальные, литературные и художественные произведения). Закон охраняет права автора произведения и лиц, способствующих ознакомлению с ними широкой аудитории.

6. Указы Президента РФ «О мерах по развитию фундаментальной науки в РФ и статусе РАН», «О государственных научных центрах РФ».

7. Постановления Правительства РФ

«О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок», «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в РФ», «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу», «Об использовании результатов научно-технической деятельности».

Налоговое регулирование. В России предусмотрен ряд льгот по налогообложению субъектов научно-технической и инновационной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

1. Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) – предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, при:

а) проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения производства; б) осуществлении внедренческой и инновационной деятельности; в) выполнении особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

2. Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) – от уплаты НДС оϲʙᴏбождаются: выполнение НИОКР за счет средств бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для данных целей внебюджетных фондов; выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на базе хозяйственных договоров.

3. Льготы по земельному налогу предусмотрены для научно-исследовательских учреждений.

4. Уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, связанных с изобретательством и рационализаторством.

Финансирование инновационного процесса.

 Система финансирования инновационной деятельности представляет собой сложное переплетение форм и источников, различающихся по виду собственности, степени централизации, а также уровням собственников и фор- мам финансирования. Финансирование инноваций подразумевает обеспечение инновационной деятельности различными ресурсами, в состав которых входят не только денежные средства, но и выражаемые в денежном эквиваленте прочие вложения капитала, в том числе основные и оборотные средства, имущественные права и нематериальные активы, кредиты, займы и залоги, права землепользования и пр.

В Российской Федерации по разным источникам доля государства в структуре внешнего финансировании инноваций составляет 70-80%. Неэффективность государственного финансирования инновационной деятельности в России связана с такими причинами как непрозрачность схем финансирования инноваций, несправедливая система распределения грантов, трудность получения инвестиций на начальной стадии разработки инноваций [5], ограничения на использование (целевое назначение) [2]; опасность неконструктивного политического или административного вмешательства; недостаточность стимулов для достижения высоких результатов; ограниченные возможности привлекать и пользоваться услугами высококвалифицированных менеджеров инвестиционных проектов, в том числе и зарубежных и т.п. В результате финансируются в основном эксперименты, которые дают формальные результаты и отчёты, но в целом бессмысленны.

Венчурное финансирование.

Под венчурным финансированием обычно понимают долгосрочные рисковые вложения в высокотехнологичные компании, которые создаются для разработки и производства инновационных продуктов с целью получения прибыли от инвестирования. В настоящее время одним из самых известных источников финансирования инновационных проектов считается так называемый венчурный капитал. венчурный капитал используется при необходимости поддержания делового сотрудничества собственников организации с непосредственными владельцами подобных средств. Венчурный капитал необходим в тех случаях, когда инвестиции вкладываются в проекты с высокой долей риска, которые обещают в перспективе принести большую прибыль. Данная разновидность финансирования основана на тщательной предварительной оценке инвестиционного проекта, основной деятельности компании. При этом каждый предприниматель или же руководитель компании должен отдавать себе отчет в том, что венчурное инвестирование имеет в своей основе принцип акционирования, что делает его еще более привлекательным для отечественных представителей бизнеса разных форм. Перед тем, как использовать данную разновидность инвестирования необходимо создать специальные венчурные фонды, имеющие большой запас материальных средств, которые при участии в реализации инновационных проектов смогут принести владельцу ощутимую финансовую прибыль.

Патентование

Процедура правовой защиты продуктов инновационной деятельности на базе предоставления охранного документа называется патентованием. Официальное название результатов инновационной деятельности – объекты промышленной собственности. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся результаты творческой деятельности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг: товарные знаки (знаки обслуживания), фирменные наименования, места происхождения товаров (услуг).

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с российским патентным законодательством права на изобретения и промышленные образцы подтверждает патент, на полезные модели и товарные знаки – свидетельство. Охранный документ (патент, свидетельство) удостоверяет приоритет, авторство и исключительные права патентообладателя. Срок действия патента на изобретение составляет 20 лет (с даты подачи заявки в Патентное ведомство), патента на промышленный образец – 10 лет (может быть продлен на 5 лет). Свидетельство на полезную модель действует в течение 5 лет, с возможностью продления на 3 года, свидетельство на товарный знак – 10 лет, дополнительное продление на 10 лет.

Основное назначение охранного документа заключается в предоставлении патентообладателю исключительных прав собственности на охраняемый объект, т. е. иное лицо может использовать охраняемый объект промышленной собственности с целью получения прибыли только с согласия патентообладателя. Из ϶ᴛᴏго правила существуют исключения: так, Патентный закон оговаривает действия, кᴏᴛᴏᴩые не признаются нарушением исключительных прав патентовладельца:

применение защищенных объектов при эксплуатации зарубежных транспортных средств любых видов при условии, что они временно или случайно находятся на территории РФ;

применение защищенных объектов при проведении научных исследований над ними;

применение защищенных объектов в кризисных ситуациях (с последующим вознаграждением);

применение защищенных объектов в личных целях без получения коммерческой выгоды;

разовое изготовление лекарств по рецептам врача.

Российское патентное законодательство использует понятие права преждепользования. Важно понимать - оно означает, что в случае, если физическое или юридическое лицо до даты приоритета (дата начала действия охранного документа) запатентованного объекта использовало аналогичное решение, то право на дальнейшее безвозмездное использование сохраняется, однако без возможности расширения объемов производства. Стоит сказать - получить патентную защиту новшества можно только после прохождения процедуры патентования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: