Посредничество в политическом конфликте

Понятие «третья сторона» является широким и собирательным, включающим в себя обычно такие термины, как «посредник», «наблюдатель за ходом переговорного процесса», «арбитр». Под «третьей стороной» может пониматься также любое лицо, не имеющее статуса посредника или наблюдателя, однако занятое вопросами урегулирования конфликтных отношений между другими сторонами. Третья сторона вмешивается в конфликт именно с целью его мирного урегулирования, а не для оказания помощи одному из участников.

Наряду с государствами третьей стороной могут быть и нередко бывают группы государств, объединенных для урегулирования конкретного конфликта; международные универсальные и региональные организации; неофициальные (неправительственные) институты и организации, а в некоторых случаях - отдельные лица, предпринимающие усилия по мирному урегулированию конфликта.

Можно выделить следующие основные практические подходы в деятельности третьей стороны: 1. деятельность, направленная на предотвращение конфликтов, прежде всего вооруженных 2. деятельность по установлению мира (оказание давления на стороны с тем, чтобы заставить участников вооруженного конфликта прекратить насильственные действия и перейти к поиску решения проблемы мирным путем); 3. миротворческая деятельность (найти решение проблемы мирным путем. прибегают к различным вариантам посредничества и переговоров между противоборствующими сторонами; Результатом зачастую им оказывается лишь снижения уровня противостояния 4. деятельность по закреплению мира («миростроительство») (цель - добиться окончательного разрешения противоречий мирным путем. Основная роль в его реализации принадлежит организации межгосударственного сотрудничества). Деятельность по закреплению мира реализуется и после подписания договоренностей, т.е. она охватывает также постконфликтную стадию.

В большинстве конфликтов, особенно наиболее серьезных и продолжительных, редко прибегают к использованию лишь какого-то одного подхода. Воздействуя на разные структуры и механизмы, разные подходы позволяют комплексно и гибко влиять на конфликт с целью его мирного разрешения.

Политическая культура и политические конфликты: корреляция, модели, специфика взаимодействия.

Политическая культура – система ориентаций и установок относительно политической системы и её составляющих, а также образцов политического поведения.

Общая политическая культура – присуща большей части населения страны

Функции

1.    интеграция полит.сферы и общей культуры, религии, философии;

2.    сохранение и развитие основ полит.деятельности;

3.    проверка истинности официальной идеологии;

4.    устранение пробелов и разрывов норм права;

5.    проявления и разрешения латентных конфликтов;

6.    прогностическая относительно развития культуры;

7.    апробация и верификация полит.кадров;

 8. синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы.

 

Типы политической культуры Г. Алмонд и С. Верба • «Парохиальная» политическая культура (приходская, традиционная, патриархальная): - Полный отрыв населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней; - Отсутствие специализированных политических ролей, основные акторы (вожди, шаманы и др.) реализуют одновременно и политические и экономические и религиозные функции; - никак не отделяются друг от друга политические, экономические и религиозные ориентации населения; - преобладает территориальная и социально-культурная идентификация: человек идентифицирует себя, в первую очередь, как часть локального сообщества (рода, деревни и т.п.). • «подданическая» политическая культура: пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствие самостоятельного осмысления этих ценностей; преобладает своего рода потребительско-патерналистское отношение к политической системе: члены сообщества либо ожидают благ, либо боятся наказания; в обществах, где отсутсвует четкое выделение входных каналов политической системы, а индивиды не рассматривают себя в качестве политических акторов. • «партисипаторная» политическая культура или культура участия (активистская политическая культура) активное участие индивидов в политической жизни, основанное на достаточно высокой политической грамотности граждан и их убежденности в способности повлиять на процесс принятия политических решений посредством собственного участия; общества характеризуются относительно высокой степенью функциональной дифференциации: различные сферы общественной жизни относительно автономны, а подсистемы достаточно развиты и разветвлены.

 

Роль политической культуры и менталитета в политико- технологическом процессе очень важна. Менталитет- система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности.

 

 

Особенности российской политической культуры

Многслойность. Сочетание элементов традиционно российских (коллективизм, монархизм), советскиз (идеализм, уравнительство, вождизм) модернистских (ориентация на успех и конкуренцию, рынок, индивидуализм).

Гетерогенность. Сосуществование множества конфессиональных, этносоциальных и региональных структур.

Фрагментарность – текучесть, неструктурированность и неопределенность установок и ориентаций.

Конфликтность – отсутствие базового консенсуса. Оппозиция по нескольким линиям – общество и власть, народ и интеллигенция, прошлое, настоящее, будещее и т.д.

+ дополнительно можно сказать про советский менталитет: блокадное сознание, ханжеская десексуализация, социальная ксенофобия

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: