Коллективная монография «Психологическая диагностика: проблемы и исследования»/ ред. Гуревича К.Н. → общие вопросы конструирования, проверки и применения диагностических методик.
Бодале, Столин – Общая психодиагностика.
Бурлачук – рабочее понятие интеллекта. Тесты интеллекта --Гуревич – ШТУР. ШТУР = школьный тест умственного развития.Принцип нормативной диагностики, т.е. диагностика ориентирована не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив. АСТУР – тот же коллектив разработчиков. Построен на принципе нормативной диагностики.
Бурлачук. 3 подхода к классификации методов:
1. Объективный – диагностика осуществляется на основе успешности/ результативности и/или способа действий. Предполагает 2 большие группы методик: для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные); тесты интеллекта.
2. Субъективный – диагностика осуществляется на основе сведений, которые сообщает о себе обследуемый (пр: самоописание, самооценивание и т.д.).
|
|
3. Проективный – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, который в силу его известной неопределенности или слабоструктурированности становится объектом проекций.
Сравнительный анализ методологических подходов в психодиагностике (классический, неклассический и постнеклассический).
Методы классической психологии
Опыт сопоставления методов различных научных направлений классической психологии. Ассоцианизм. Поведенческая психология. Когнитивная психология.
Методика как конкретизация метода. Психометрические требования к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования: валидность (по содержанию, по критериям, по конструкции, конвергентная, дискриминантная) и ее оценка; достоверность, надежность, репрезентативность. Понятия нормы, приведенных оценок, стандартизация процедуры. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных критериев.
Методы неклассической психологии
Опыт сопоставления методов различных научных направлений неклассической психологии (психодинамическое направление, культурно-исторический подход, экзистенциальная психология, феноменологический подход); от количественного подхода в планировании и осуществлении исследования к качественному; анализ отдельных методов неклассической психологии: контент-анализ(анализ содержания текстов.раб.), проективные методы, исследовательское интервью; качественные методы анализа данных как диалогические процессы.
Методы постнеклассической психологии
Принципы, конституирующие разработку методов постнеклассической психологии: ориентация на методологию постнеклассической философии, размывание границ между человеком и средой, принцип самоорганизующихся систем; принцип диалогичности, рефлексии.
Методы исследования в постнеклассической психологии: нарративный метод(самоописание); многоголосое исследование(интерпретация с трех сторон); совместное исследование.