Особенности первичного дефекта и проявления вторичных отклонений при различных типах дизонтогений

Введение в профессиональную деятельность специального психолога.

Предмет и задачи специальной психологии.

 

Специальная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), пси­хология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также на­чавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психоло­гия слепоглухих и еще более молодая — психология лиц с недо­статками опорно-двигательного аппарата.

В задачи специальной психологии входит:

1. изучение закономер­ностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в раз­ных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обуче­ния;

2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработка средств психологической кор­рекции недостатков развития;

3. психологическое обоснование со­держания и методов обучения и воспитания в системе специаль­ных образовательных учреждений;

4. психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатка­ми развития в разных условиях; психологическое изучение соци­альной адаптации лиц с недостатками;

5. психологическая коррекция дезадаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является раз­работка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной. В период, начавшийся после окончания Вели­кой Отечественной войны, система обучения детей с недостатка­ми развития постоянно совершенствовалась в направлении все большей дифференциации и более полного охвата специальным обучением детей с нарушениями развития разных категорий. Если в довоенный период работали три основных вида специальных школ (для умственно отсталых, для глухих и для слепых), то в настоящее время существует восемь основных видов таких школ, в которых реализуется 15 различных учебных планов и программ. Кроме того, имеются специальные классы при школах общего назначения и в ограниченных масштабах осуществляется интегра­ция детей с некоторыми недостатками развития в обычные клас­сы. Глубоко дифференцирована и система специальных дошколь­ных учреждений.

 

Взаимосвязь специальной психологии и специальной педагогики.

 

Взаимосвязь этих наук выражается в том, что одна из задач специальной психологии – разработка психологического обоснования вопросов и воспитания детей с аномалиями развития на основе знаний о специфике их развития, обоснование структуры специальных дошкольных и школьных учреждений, определение направления образования и трудовой подготовки, обоснование применения технических средств обучения аномальных детей.

Достижения специальной психологии позволяют учителю-дефектологу увидеть возрастные и индивидуальные особенности детей с аномалиями развития, увидеть перспективы, потенциальные возможности развития аномальных детей, найти эффективные пути и методы работы с ними.

Известно, что научная специальная педагогика может совершенствовать свои дидактические и методические принципы и строить систему обучения и воспитания только исходя из знания групповых (обусловленных аномальными факторами) возрастных и индивидуальных особенностей детей, изучаемых специальной психологией. Поэтому главная задача спецпсихологии заключается в том, чтобы опережать педагогическое исследование, исходя, с одной стороны, из тех новых возможностей, которые открывают перед ней современные теоретические и экспериментальные достижения общей психологии, а с другой – из самостоятельного «видения» психологических проблем, возникающих в области обучения и воспитания. Такое самостоятельное «видение» педагогических проблем является первым условием для того, чтобы спецпсихология смогла повысить действенность своего влияния на педагогику и практику обучения и воспитания этого контингента детей.

 

Особенности первичного дефекта и проявления вторичных отклонений при различных типах дизонтогений.

 

Рассматривая проблему нарушения психического развития в русле концепции Л.С. Выготского, следует различать две группы дефектов.
Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что существенно затрудняет диагностику. Понятие «структура дефекта» означает, что аномальное развитие не сводится к биологическим повреждениям различных систем организма (ЦНС, анализаторов и др.) Эти повреждения представляют собой первичные симптомы нарушений — первичный дефект.
Первичные, или ядерные, нарушения (дефекты)— это малообратимые изменения в параметрах работы той или иной психической функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.
К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей.
Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т.д. Различные первичные недостатки имеют сходные проявления: например, недостатки речевого развития наблюдаются при нарушениях слуха, умственной отсталости, детском церебральном параличе, других дефектах.
Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.
Вторичные отклонения (дефекты) возникают как следствия, обусловленные первичным дефектом - депривации из-за нарушения социальных контактов. Вторичные, или системные, нарушения — это обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной функцией. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития.
Они имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.
Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: