Практическое занятие тема 6.
Антропология и аксиология права.
1. Специфика бытия ценностей.
2. Свобода, справедливость и равенство как правовые ценности
3. Человек как правовое существо
4. Правовая культура и юридическое мировоззрение.
Задания.
1. Составьте последовательность изменения философских трактовок справедливости:
1. справедливо то, что соответствует первопринципудао
2. справедливо равенство процессуальной стороны, чтобы с каждым обходились одинаково
3. справедливо то, что согласуется с природой вещей – логосом
4. справедливо то, что согласуется с волей Бога.
2. Составьте последовательность изменения философских трактовок свободы:
1. свобода как покорность воле Бога,
2. свобода как осознанная необходимость
3. свобода как разум, устраняющий насилие
4. свобода как ответственность, безграничность и ужас экзистенциальной свободы.
3. Создайте последовательность антропоцентристского принципа прав человека в истории философской мысли:
|
|
1. Декарт, 2. Протагор, 3. П. деллаМирандола, 4. Кант, 5. Локк.
4. Соотнесите понятия и их содержание:
1. Массовые представления граждан о праве и его применимости | 1. Научное правосознание |
2. уровень представлений о праве и его применимости в форме идей, концепций, учений, разрабатываемых учеными правоведами | 2. профессиональное правосознание |
3. уровень представлений о применимости права в форме идей, стереотипов, убеждений, складывающихся в среде юристов-профессионалов | 3. правовая культура |
4. знание, понимание и осуществление требований права в жизнедеятельности человека | 4. обыденное правосознание |
Дилемма вагонетки.
Проведём мысленный эксперимент. Поочерёдно разберём три воображаемые ситуации и предложим варианты решения моральных дилемм, скрытых в них.
Вариант А). Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим учёным. К счастью, вы можете переключить стрелку – и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?
Вариант Б). Как и прежде, вагонетка несётся по рельсам. Вы можете убрать её с путей посредством столкновения с другой вагонеткой. При этом обе вагонетки сойдут с путей и упадут с насыпи, попав на лужайку, где в гамаке спит человек. Человек при этом будет убит. Каковы ваши действия?
Вариант В). У высококлассного хирурга есть 5 пациентов, каждому из которых необходима пересадка органа (разного для всех пятерых). Каждый пациент умрёт, если не получит этот орган. К сожалению, в больнице и окрестностях нет необходимых органов. В больницу для обычного рутинного осмотра приходит молодой здоровый посетитель. Осматривая его, хирург обнаруживает, что органы молодого человека полностью совместимы с организмами 5 его пациентов. Предположим, что в случае бесследного исчезновения посетителя никто не будет его искать и не заподозрит доктора в убийстве. Что должен сделать доктор?
|
|
Какие выводы с позиций аксиологии права Вы можете сделать в данной ситуации?
Тексты
Задание 1. Вашему вниманию предлагается философский текст. Прочтите и ответьте на поставленные вопросы.
Б.Н. Чичерин:
Право есть идеальное требование во имя идеального принципа. Только в силу метафизической своей сущности человек признается свободным; только в силу сверхчувственной своей природы он имеет права и требует к себе уважения. Отсюда же проистекает и юридическое равенство людей. Люди равны между собой единственно в отношении к метафизической своей сущности, во всем остальном они неравны. Все естественные определения ведут к неравенству, а так как эти определения дают содержание человеческой деятельности, то право, рядом с формальным равенством, признает материальное неравенство.
Из всего этого ясно, что правоведение, так же как и нравственность, зиждется на философских началах. Те, которые говорят о свободе, о равенстве, о правах людей, а между тем отвергают всякую метафизику и производят все человеческие понятия из опыта не ведают, что глаголят. Тут воцаряется такая бесконечная путаница понятий, которая одна объясняет все безобразие проистекающих отсюда явлений».
Задания:
1. Какую характеристику праву дает Б.Н. Чичерин? В чем он видит идеальность права?
2. Какова роль свободы как аксиологической категории современного права?
3. Объясните, почему человек признается свободным только в силу своей метафизической сущности?
4. Почему Б.Н. Чичерин считает противоречивым говорить о свободе, равенстве и правах человека, отказываясь при этом от метафизики?
5. Каково соотношение неравенства и равенства в человеческом обществе? Какую трактовку справедливого равенства предлагает Д. Роллз?
Задание 2. Вашему вниманию предлагается философский текст. Прочтите и ответьте на поставленные вопросы.
Новгородцев П.И.
«То, что мы вносим, то, что мы предлагаем, существует не со вчерашнего дня... это – вечные основы морального сознания и прежде всего – принцип личности и ее безусловного значения, принципы свободы и равенства, справедливости и любви.
Это те начала, которыми всегда питалось прогрессирующее правосознание, и которыми оно всегда будет питаться впредь. Задача нашего времени состоит в том, чтобы снова пересмотреть и переработать эти принципы, свести их в реальную систему, освободить от сомнений, предохранить от искажений, оберегать нравственную систему права от воздействий мелкой практики и односторонней теории, утверждать его чистое, идеальное значение, его моральную основу – вот цель, которой должна служить современная философия права, вот знамя, под которым она должна идти...».
Задания:
1. Что Новгородцев относит к вечным основам морального сознания? Согласны ли Вы с этим?
2. Есть ли разница между основами морального и правового сознания?
3. Согласны ли Вы с утверждением о том, что присутствие в праве ценностей уравнивает правовое и нравственное сознание?
4. Согласны ли Вы с необходимостью пересмотра фундаментальных принципов права? Чем вызвана насущность такой задачи для философии права?
5. Согласны ли вы с теми задачами философии права, которые выделяет Новгородцев?
Задание 3. Вашему вниманию предлагается философский текст. Прочтите и ответьте на поставленные вопросы.
|
|
Ильин И.А.
«Развитие правосознания требует прежде всего работы над расширением и уточнением своего внутреннего духовного опыта. В этом отношении правовая жизнь подлежит общему основному закону духовного развития и является, подобно религии, философии, науке, искусству и нравственному творчеству, разновидностью единого жизненно-духовного делания. Но если это так, то не всякий человек, стоящий на любом уровне умственного и духовного развития, компетентен судить о понятии и сущности права, и «возражения» его против объективного значения права не будут иметь никакой силы и убедительности, если в основе будет лежать ограниченность и шаткость его личного духовного опыта...
Возможны ученые юристы, всю жизнь не поднимающиеся к теоретическому изучению права; они интересуются им лишь в меру и с точки зрения его практического применения и каузальные «запросы жизни» господствуют над их научной деятельностью. Они воспитывают в своих аудиториях умелых, но научно беспринципных практикантов, и часто сами того не осознавая, задерживают рост истинного правосознания в стране...
Философия права, формулируя его сущность и обретая его обоснование, имеет в виду не только понятие права, закрепленное в содержании исторически осуществленных норм, но и идею права, данную в опыте систематически очищенного правосознания, предметно созерцающего верховную цель права и духа. Сущность права не исчерпывается содержанием положительного права: право творится целеполагающим человеком, и тот, кто стремится познать эту основную природу права должен созерцать не только плохо сложенные в прошлом «ступени», но и верховную цель всего восхождения... Обосновать право не значит оправдать все исторически осуществленное, но показать, что право в его родовой сущности и в его положительном виде заслуживает духовного признания и принятия со стороны каждого человека...»
Задания:
1. Почему развитие правосознания невозможно без развития правового опыта?
|
|
2. Почему Ильин считает, что не всякий может судить о праве? Согласны ли Вы с этим?
3. Почему отсутствие философско-правовой составляющей «задерживают рост истинного правосознания в стране»? Согласны ли Вы с мнением Ильина?
4. В чем разница между идеей права и понятием права?
5. Как понять принцип: Право творится целеполагающим человеком? Обладает ли этот принцип сегодня своим значением?
6. В чем смысл оправдания права? Почему оправдание право антропологично?