Познавательная сфера личности, это: 1) ощущения,2)восприятие,3)воображения,4)внимание,5)память,6)мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще всего его относят к способностям), 7) речь.
Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды.
1)Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов, а также внутренних состояния организма при напосредственном воздействии раздрожителей на органы чувств.
Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств.
Анализатор – орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.
2)Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
Классификация восприятия:
1) По основанию: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное, кинестетическое;
2 ) По форме: восприятие пространства, восприятие движения, восприятие времени.
Сходство с ощущением: непосредственное воздействие на органы чувств.
Различия: ощущения - отдельные свойства, восприятие - отражение целостных свойств.
3)Воображение- психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку.
Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти.
Деятельность воображения зависит от общей направленности личности.
Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности
Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным. которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).
4) Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
5) Память - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшее их явление исчезло.
Память, как познавательный процесс, обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
Успешность памяти зависит:
• от степени завершенности действий запоминания; • от интересов и склонностей личности;
• от отношения личности к той или иной деятельности; • от эмоционального настроя; • от волевого усилия.
В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала:
• Двигательная память • Эмоциональная (аффективная память) • Образная память (Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную)• Словесно - логическая память
В зависимости от характера деятельности:
• Произвольная память • Непроизвольная
В зависимости от способа запоминания:
• Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.
• Смысловая память основывается на обобщениях и ассоциациях запоминаемого материала.
В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти:
• Ультракороткая • Кратковременная память. • Долговременная память • Оперативная память
Характеристики памяти:
-Объем; -Точность; -Скорость запоминания; -Длительность сохранения; -Лабильность (подвижность); -Помехоустойчивость.
Процессы памяти:
Запоминание; Сохранение; Забывание; Воспроизведение; Мышление; Суждение; Умозаключение
6) Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью, процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Формы мышления:
Суждение - это единица логического мышления, это высказывание, в котором утверждаются или отвергаются какие-либо связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира.
Умозаключение - такая форма логического мышления, когда из содержания нескольких суждений выводится новое суждение.
Мыслительные операции: