Развитие психических процессов младшего школьника

Чтобы ребенок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций.

Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для развития теоретического мышления – формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они часто заучивают дословно. Это объясняется тем, что механическая память у них развита хорошо, и младший школьник еще не знает, что надо запомнить дословно, а что в общих чертах. Они не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты, составлять логический план.

Под влиянием обучения память у детей развивается в двух направлениях:

 - усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания;

- формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.

Восприятие у детей имеет свои особенности. Этот процесс часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В возрасте 6-7 лет, когда начинается обучение, они еще не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие у учащихся недостаточно дифференцированно (путают 9 и 6, з и э).

Если для дошкольников характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие.

У младшего школьного возраста (7 лет) преобладает непроизвольное внимание, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Ребенок не может в достаточной степени управлять своим вниманием. Это связано с тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности.

Развитие произвольного внимания связано с развитие ответственного отношения к учению и с формированием самой учебной деятельности.

У детей младшего школьного возраста формируется способность к саморегуляции. На данном этапе такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются и закрепляются. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, которые связаны с учебой, а затем и на другие сферы деятельности.

К моменту перехода из начальной школы в среднее звено изменяется отношение к учебе. Сначала формируется интерес к самому процессу учебной

деятельности, затем интерес к результату своего труда. После формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.

Это связано с переживанием чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание успеха, продвижения вперед.

В младшем школьном возрасте происходит осознание личного отношения к миру. Сначала этот фактор затрагивает учебную сферу как более знакомую детям. Переход в среднее звено стимулирует этот процесс, но не все дети готовы к нему. В результате может сформироваться «мотивационный вакуум», который характеризуется тем, что прежние представления уже не устраивают детей, а новые еще не сформировались.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость регуляции поведения), общая недостаточность воли, капризность, упрямство.

Возраст от 2-3 лет до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера.

Во время обучения в начальном звене должны сформироваться произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; основные компоненты учебной деятельности; качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: