Сограниченнымивозможностями
Вцеломинвалидностькакпроблемадеятельностичеловекавусловияхограниченнойсвободывыборавключаетвсебянесколькоосновныхподходовисследования: правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический; анатомо-функциональный.
Правовой подход предполагаетобеспечениеправ, свободиобязанностейинвалидов.
Социально-средовойподход включаетвсебявопросы, связанныесмикросоциальнойсредой (семья, трудовойколлектив, жилище, рабочееместоит.д.) имакросоциальнымокружением (градообразующаяиинформационнаясреда, социальныегруппы, рыноктрудаит. д.).
Психологический подход отражаеткакличностно-психологическуюориентациюсамогоинвалида, такиэмоционально-психологическоевосприятиепроблемыинвалидностиобществом.
Общественно-идеологический подход определяетсодержаниепрактическойдеятельностигосударственныхинститутовиформированиягосударственнойполитикивотношенииинвалидовиинвалидности. Вэтомсмысленеобходимоотказатьсяотгосударственноговзгляданаинвалидностькакпоказательздоровьянаселения, авосприниматьегокакпоказательэффективностисоциальнойполитикииосознавать, чторешениепроблемыинвалидности – вовзаимодействииинвалидаиобщества.
Производственно-экономический подход связанглавнымобразомспроблемойформированияпромышленнойосновысоциальнойзашитынаселенияирынкареабилитационныхизделийиуслуг. Такойподходпозволяеториентироватьсянаувеличениедолиинвалидов, способныхкчастичнойилиполнойсамостоятельнойпрофессиональной, бытовойиобщественнойдеятельности, созданиесистемыадресногоудовлетворенияихпотребностейвреабилитационныхсредствахиуслугах. Аэтовсвоюочередьбудетспособствоватьихинтеграциивобществе. Сохранениежегосударственноймонополиинаобеспечениеинвалидовреабилитационнымиизделиямиприводиткнеоправданнойэкономическойнагрузкена "активную" частьнаселенияислужитоснованиемдляпродолжениятакназываемой “льготной” политики, ведущейкпостоянномуувеличениюдиспропорциимеждуистиннойпотребностьюинвалидовивозможностямиихудовлетворения.
Анатомо-функциональный подход кинвалидностипредполагаетформированиетакойсоциальнойсреды (вфизическомипсихологическомсмыслах), котораявыполнялабыреабилитационнуюфункциюиспособствоваларазвитиюреабилитационногопотенциалаинвалида.
Такимобразом, сучетомсовременногопониманияинвалидностипредметомвниманиягосударстваприрешенииэтойпроблемыдолжныбытьненарушенияворганизмечеловека, авосстановлениеегосоциально-ролевойфункциивусловияхограниченнойсвободы. Основнойакцентприрешениипроблеминвалидовиинвалидностисмещаетсявсторонуреабилитации, опирающейся, преждевсего, насоциальныемеханизмыкомпенсациииадаптации. Смыслреабилитацииинвалидоввэтомслучаезаключаетсявкомплексноммногопрофильномподходеквосстановлениюспособностейчеловекакбытовой, общественнойипрофессиональнойдеятельностинауровне, соответствующемегофизическому, психологическомуисоциальномупотенциалусучетомособенностеймикро- имакросоциальногоокружения.
Конечнойцельюкомплексноймногопрофильнойреабилитациикакпроцессаисистемыявляетсяпредоставлениечеловекусанатомическимидефектами, функциональныминарушениями, социальнымиотклонениямивозможностиотносительнонезависимойжизнедеятельности. Сэтойточкизренияреабилитацияпредотвращаетнарушениесвязейчеловекасокружающиммиромивыполняетпрофилактическуюфункциюпоотношениюкинвалидности.
Вмировойпрактикеоднимизосновныхдокументовпопроблемезанятостиинвалидовявляетсяразработаннаямеждународнойорганизациейтруда "Конвенцияопрофессиональнойреабилитацииизанятостиинвалидов" № 159, вступившаявсилус 1985 года. ДаннаяКонвенцияратифицированаРоссийскойФедерацией, и, следовательно, ееположениядолжныприменятьсяприразработкегосударственнойполитикивобластизанятостиинвалидов.
Несмотрянаограниченнуюработоспособность, значительноеколичествонеработающихинвалидовимеетжеланиеработать. Свозрастомоноснижается. Основнойпричинойнезанятостиинвалидыназываютплохоесостояниездоровьяиотказработодателейбратьихнаработу.