О дидактическом и торжественном красноречии часто говорят на примерах деятелей Древней Греции, а также Древней Руси

 

Так, самый известный ранний памятник церковного дидактического красноречия – "Поучение к братии" Луки Жидяты (ум. 1059/1060). Оно обращено еще к полуязыческой аудитории и направлено на воспитание человека христианского типа, который живет по евангельским заповедям (чтит родителей, ходит в церковь, судит по правде, не сквернословит и не мстит обидчику). Послания и поучения Феодосия Печерского (ум. 1074), другого блестящего проповедника и писателя Киевской Руси, не однородны по стилю. Они то носят резко полемический характер, если их адресат – князь Изяслав Ярославич, который в борьбе за киевский стол использовал помощь "латинян" (католиков), то пронизаны отеческой любовью и заботой, если обращены к братии Киево-Печерского монастыря.

 

Автором замечательного памятника светской "учительной" литературы является один из авторитетнейших русских князей – Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125), получивший прозвание по матери, дочери византийского императора Константина Мономаха. Княживший в Ростове, потом, возможно, в Смоленске, затем в Чернигове и Переяславле Южном, ас 1113 г. в Киеве, Владимир Всеволодович много сделал для прекращения братоубийственных феодальных распрей на Руси и борьбы с Половецкой степью. Он выступил против княжеских усобиц на Любечском съезде (1097), призвал к единству действий против кочевников на съезде князей в Долобске (1103). Свое духовное завещание Владимир Мономах составил в форме поучения детям. В советах, которые князь перед смертью давал сыновьям и "инъ, кто прочтет", отразились не только его опыт государственного деятеля, дальновидного политика и полководца, но и литературная образованность, писательский талант, представления о нравственном облике христианина.

 

Сочинение Владимира Мономаха, дошедшее до нас благодаря Лаврентьевской летописи, где оно читается под 1096 г., состоит из трех частей: собственно "Поучения", автобиографической "Летописи" военных походов и житейских трудов князя и "Письма" к Олегу Святославичу. "Летопись" и "Письмо" служат как бы иллюстрацией основных положений "Поучения". Четвертое произведение – "Молитва", приписанная летописцем к циклу сочинений Владимира Мономаха, как было доказано учеными, князю не принадлежит.

 

История создания этого литературного комплекса и отдельных произведений, входящих в его состав, сложна и не до конца прояснена. Видимо, осенью 1096 г. князь Владимир обратился к Олегу Святославичу с посланием, причиной чего стала личная трагедия: в битве с Олегом погиб сын Мономаха Изяслав. Автор "Письма" нашел в себе мужество признать вину сына, которому не следовало бы "искать чужого", а отца "в позор и в печать вводить". Чувство долга государственного деятеля возобладало над чувством убитого горем отца и предотвратило родовую месть. Владимир Мономах предложил противнику уладить конфликт миром и вернуться в свой удел, чтобы зажить лучше, чем прежде. Острота собственных переживаний для Мономаха несравнима с чувством вины, которую должен испытывать Олег, приходившийся Изяславу, скорее всего, крестным отцом: "Егда же убиша дѣтя мое и твое пред тобою, и бяше тебѣ, узрѣвше кровь его и тѣло увянувшю, яко цвѣту нову процветшю, якоже агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи въ помыслы души своей: “Увы мнѣ! что створихъ? И пождавъ его безумья, свѣта сего мечетнаго кривости ради натѣзох грѣх собѣ, отцю и матери слезы”". Владимир предлагал Олегу, дабы избыть грех, покаяться перед Богом, а ему, отцу, прислать "грамоту утешительную".

 

Создание основной части "Поучения" Владимира Мономаха связано с событиями 1099 г., когда его двоюродные братья – Святополк Изяславич и Святослав Давыдович предложили выступить против Ростиславичей и отнять их "волость". Владимир Всеволодович отказался от участия в междоусобной войне, а свой кодекс феодальной чести изложил в "Поучении", которое позднее, уже "сѣдя на санех", т.е. в ожидании близкой смерти, переработал, усилив в нем общечеловеческое начало.

Что касается древнерусского торжественного красноречия (чаще всего под этим термином подразумевалось красноречие панегирическое, то есть хвала Богу), ему чаще всего были присущи следующие черты:

· слово в своей основе публицистично, его главные функции - воздействовать на общественное мнение, выражать и пояснять потребности, которыми было занято общество в тот период;

· автор слова - своеобразный "печальник Русской земли", понимающий огромную ответственность за судьбу родины; при всем осознании своих личных "малости", "худости", "недостоинства" - традиционно христианского выражения скромности - не может молчать, видя "великие настроения века сего" пытается активно вмешиваться в общественную жизнь и учит как простых людей, так и "сильных мира сего";

· церковнославянский язык и культовая предназначенность часто оказываются лишь внешней оболочкой слова, под которой скрывается светское, мирское содержание; так, именно в этой форме на Руси впервые были высказаны многие политические идеи, сделаны открытия в области философии, эстетики, литературы.

Самый яркий пример торжественного древнерусского красноречия - "Слово о Законе и Благодати" (торжественное красноречие), оно достойно стать рядом с лучшими произведениями византийского ораторского искусства. Его автор - Митрополит Илларион, следуя правилам греко-славянского красноречия в области формы, композиции, поэтических средств, показал себя оригинальным мыслителем. Его произведение - это своего рода политическая декларация, подчеркнуто полемическое прославление Русской земли, это стройное развитие единой патриотической концепции - независимости Руси от Византии, ее равноправия со всеми христианскими странами. Например, рассказывая о принятии русским народом учения Христа, Иларион ни словом не упоминает о том, что было это сделано под непосредственным влиянием Византии. Наоборот, он утверждает, что Русь по собственному желанию стала христианской страной и не нуждается ни в чьей религиозной опеке: "Все страны благой Бог наш помиловал и нас не отверг. Возжелал - и спас нас, и в понимание истины привел".

В "Слове" воздается хвала Владимиру Святославовичу ("Радуйся, во владыках апостол, не мертвых телом воскресил, но нас, душою мертвых, от недуга идолослужения умерших, воскресил! С тобой приблизились к богу и Христа - жизнь вечную - познали"), его сыну - Ярославу Мудрому, продолжившему дело отца, его славным делам, благовествующим о будущем, еще большем величин Русской земли. В заключительной части "Слова" похвала переносится на конкретно-историческое событие - завершение постройки оборонительных сооружений вокруг Киева.

В "Слове о Законе и Благодати" можно найти, пожалуй, все приёмы красноречия, к которым прибегали выдающиеся ораторы древности (метафоры, антитезы, повторы, риторические восклицания и вопросы). Есть в "Слове" и примеры ритмической организации речи: "То, что слышал ты, досточтимый, не для молвы оставил сказанное, не делом свершил: просящим подавая, падших одевая, голодных и жаждущих насыщая, больных всячески утешая, должников выкупая.". Много в "Слове" цитат из Ветхого и Нового Заветов. Язык этого произведения - книжный. Как отмечал сам Иларион, произведение это не для несведущих, а для "насытившихся сладостями книжными".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: