В чем особенность оценочных жанров в профессиональной речи учителя?

 

В соответствии со своей ролью в учебном процессе педагогическая рецензия реализует оценочную деятельность учителя. В этом отношении она должна быть сопоставлена с жанром оценочного высказывания учителя, в частности с его разновидностью — оценкой развернутого ответа ученика. Оценка и оценивание являются категориями философии, психологии, логики. Под оценкой чаще всего понимается отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, предметам окружающей действительности, установление их значимости соответственно определенным нормам и принципам.

По словам Т. В. Шмелевой, цель оценочных жанров — «изменить самочувствие участников общения, соотнеся их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей».

Известно, что положительное влияние на учебную деятельность и личностное развитие детей оказывают развернутые содержательные оценки учителем ученических ответов и работ, сопоставление успехов ученика с его прежними достижениями, констатация правильности выполнения задания и эмоциональная поддержка ученика в ходе работы.

Кроме того, вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если учитель умеет правильно ими пользоваться. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы для учащихся.

 

 

В чем сходство педагогической рецензии и оценочного высказывания учителя?

 

Отметим общие признаки жанра педагогической рецензии и оценочного высказывания учителя.

Педагогическая рецензия и оценочное высказывание близки по своей психолого-педагогической функции: развивать у школьника умение анализировать оценочные суждения и тем самым формировать самооценку.

Кроме того, владение этими жанрами совершенствует педагогическое мастерство самого учителя. Учителя, к сожалению, как правило не анализируют свои оценочные суждения и не пытаются искать причину педагогических неудач в этом направлении, а ведь такой способ работы учителя очень эффективен для развития его собственных профессиональных качеств, таких, как уважение к ребенку, терпимость, педагогический такт, эмпатия.

Коммуникативные цели оценочного высказывания учителя и педагогической рецензии во многом похожи: отметить достоинства и недостатки, предложить конкретные рекомендации для исправления недочетов.

Эти коммуникативные цели могут быть реализованы при соблюдении следующих условий:

— эталон, которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности в отношении школьника, должен быть понятен самому школьнику; важно, чтобы представления учителя и школьника об оцениваемом объекте совпадали;

— доверие школьника к учителю и его оценкам. Педагогический такт в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость, при условии письменного личностного обращения к ученику приобретает особое значение. Педагогический такт — это умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из личностных особенностей и отношений с ними, стиль, тон, время и место педагогического воздействия. Отмечая недостатки работы или ответа и давая советы-рекомендации ученику, учитель — автор рецензии или оценочного высказывания должен поддерживать творческий потенциал ученика, выражать уверенность в будущих удачах, выступать в качестве более опытного, но доброжелательного и заинтересованного соавтора. Следует подчеркнуть особо: отрицательная оценка личности учащегося не должна являться предметом содержания педагогической рецензии или оценочного высказывания учителя. Это главное условие успешного педагогического воздействия оценочных жанров на ученика.

Обязательное выделение учителем положительного в сочинении и в устном ответе ученика является важным мотивационным фактором для дальнейшей творческой деятельности ученика.

 

 

Каковы основные различия педагогической рецензии и оценочного высказывания?

 

При схожести коммуникативной цели жанр педагогической рецензии и оценочное высказывание учителя имеют существенные отличия.

Отметка, которую учитель ставит в журнал, является официальной, выставляемой на основе специально разработанных критериев. Вербальные оценки не контролируются строгими показателями. Педагогическая рецензия, как жанр письменной речи, характеризуется прежде всего сознательным выбором средств выражения мысли, она не располагает средствами мимики, жестов, интонации. Следовательно, педагогическая рецензия выполняет кроме указанных ранее функцию эталонного текста. Она является для ученика:

— образцом культуры владения письменной речью;

— образцом рецензии как оценочного жанра (что является немаловажным для обучения школьников написанию рецензий и отзывов).

Текущая педагогическая рецензия обращена к конкретному ученику, учитель имеет возможность высказать свои замечания и пожелания напрямую автору сочинения, не информируя о своих впечатлениях о прочитанной работе весь класс. В этом отношении педагогическая рецензия обладает преимуществами перед оценочным высказыванием. В случае оценочного высказывания положительная оценка дается при всех, а отрицательную — лучше высказать с глазу на глаз.

Однако рецензия достигает своего обучающего эффекта только в том случае, если учитель хорошо знает индивидуальные особенности каждого адресата-ученика, обязательно учитывает этический момент при создании текста рецензии.

При оценке ответа учитель обязательно учитывает оценочные суждения ребят, соглашается или не соглашается (не оспаривая, но уточняя сказанное), может обращаться к ним за подтверждением или дополнительной аргументацией сказанного (введение элементов диалога происходит достаточно органично).


Глава 5

 


Педагогический диалог

В различных ситуациях урока

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: