Глава 1. Культура речи учителя........................................................................................ 95
В чем проявляется культура речи?........................................................................................ 95
Какова роль системы образования как компонента культуры?......................................... 96
Каково современное представление о культуре речи?...................................................... 96
Что такое этические нормы?.................................................................................................. 98
Как этические нормы различаются по степени обязательности их соблюдения?............. 99
Что представляют собой коммуникативные нормы?.......................................................... 101
К каким последствиям могут привести коммуникативные ошибки?................................ 102
Какие коммуникативные нормы относятся к обязательным?............................................. 102
Какие принципы лежат в основе рекомендуемых коммуникативных норм?.................... 103
Что представляют собой речевые и языковые нормы?.......................................................104
Что определяет уместность речи?...................................................................................... 105
|
|
Что определяет доступность речи?...................................................................................... 106
Что определяет богатство речи?..........................................................................................107
Что определяет точность речи?........................................................................................... 108
Что определяет логичность речи?...................................................................................... 109
Что определяет выразительность речи?............................................................................... 111
Что определяет правильность речи?......................................................................................112
Как различаются языковые нормы по степени обязательности их соблюдения?............ 113
Глава 2. Речевой поступок в педагогическом общении................................................ 115
В чем отличие речевого поступка от речевого действия и что считается речевым поступком?............................................................................................................................... 115
Что такое педагогический речевой поступок?...................................................................... 116
В каких речевых жанрах может быть реализован речевой поступок?...............................117
Каковы основные виды речевых поступков?...................................................................... 118
Как учитель влияет на речевые поступки учащихся?........................................................ 120
Глава 3. Коммуникативно-речевая активность учителя............................................ 122
В чем сущность понятия «коммуникативно-речевая активность»?.................................. 122
Каковы основные виды коммуникативно-речевой активности?....................................... 122
Какие факторы влияют на проявление коммуникативно-речевой активности?............... 123
Глава 4. Роль интонации в педагогическом общении..................................................125
|
|
Каковы функции интонации в языке и речи?..................................................................... 125
Из каких элементов состоит интонация?............................................................................. 126
Что представляют собой единицы интонации?................................................................... 128
На какие группы делятся интонемы?................................................................................ 128
Чем характеризуются интонационные стили речи учителя?............................................ 131
Что включает в себя понятие «индивидуальный стиль» речи учителя?.......................... 133
Как проявляет себя индивидуальный стиль речи в различных педагогических жанрах?
................................................................................................................................................... 134
Глава 5. Учитель как коммуникативный лидер............................................................ 136
Что делает учителя коммуникативным лидером?.............................................................. 136
Какие речевые приемы использует учитель для достижения различных коммуникативных намерений?............................................................................................................................ 139
Какие приемы направлены на установление контакта с аудиторией и поддержание внимания класса?.................................................................................................................... 139
Какие речевые приемы направлены на то, чтобы яснее донести информацию?.............. 140
Какие приемы направлены на то, чтобы ученикам легче было следить за развитием мысли учителя?...................................................................................................................................142
РАЗДЕЛ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Глава 1. Объяснительный монолог как педагогический речевой жанр..............................144
В чем заключается специфика монолога учителя?............................................................144
Какие разновидности объяснения с точки зрения изучаемого материала существуют?..144
Какова коммуникативная цель речи учителя?.....................................................................145
В какой зависимости находится жанровая форма речи от ее автора?.............................. 146
Какие параметры речи задает учителю адресат — коллективная ученическая аудитория? .................................................................................................................................................148
В чем заключается специфика объяснительного монолога в диктумном плане?........... 149
Каким образом в объяснительной речи учителя проявляется реактивность жанра?........150
Для чего учителю необходимо умение предвосхищать возможные реакции учеников на свою речь?............................................................................................................................... 151
Какие лингвистические средства объяснительной речи выбираются автором под давлением передаваемой информации в соответствии с намерением?............................. 152
Глава 2. Сравнение в объяснительной речи учителя ................................................. 154
Что такое сравнение как логическая операция?...................................................................154
Каковы основные правила сравнения?............................................................................... 154
Что представляет собой объяснительная речь сравнительного характера как текст?......155
Какова функционально-стилистическая принадлежность объяснительных высказываний сравнительного характера?................................................................................................ 157
Что представляют собой языковые средства, выражающие сравнительно-сопоставительные отношения в тексте?........................................................................... 158
Глава 3. Приемы популяризации объяснительной речи учителя............................ 160
Что такое приемы популяризации?...................................................................................... 160
Каковы синтаксические средства популяризации объяснительной речи?..................... 160
Какие средства словесной образности являются приемами популяризации объяснительной речи?........................................................................................................................................162
Какова роль аналогии как средства популяризации?....................................................... 163
|
|
Глава 4. Рецензия как профессиональный жанр письменной речи учителя............ 164
Каковы основные признаки и типология жанра педагогической рецензии?.................... 164
[1] Максима — лат. maxima — важнейший принцип, важнейшее правило. Логичесчкий или этический принцип, выраженный в краткой формуле // Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Русский язык, 2001.
[2] Слова «здесь» и «тут» не могут рассматриваться в качестве языковых средств связи, так как лишены точности и корректности.