Средства коррекции мелкой моторики

Направления коррекции моторики

1. Общая моторика.

2. Мелкая моторика.

3. Артикуляционная моторика.

В каждом направлении существуют разные требования: от общего уровня развития до профессионального мастерства.

Мелкая моторика — это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

1. Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»), которые развивают межполушарное взаимодействие.

2. Развитие элементарных графических навыков. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

3. Предметная деятельность детей ( застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, шнуровка на специальных рамках, нанизывание бус колец, сортировка пуговиц и бусинок, перебор крупы, наборы веревок разной толщины для завязывания и развязывания, пособия для развития тактильного восприятия, мозаики и конструкторы и т.д.).

4. Продуктивные виды деятельности (художественное творчество, помимо продуктивных видов деятельности по рисованию, лепке, конструированию). Работа с бумагой: рвать, резать, склеивать и т.д. Ручные ремесла: бисероплетение, изонить, вышивка, шитье мягкой игрушки, работа витражными красками и с нетрадиционными материалами (яичная скорлупа, кофейные зерна, пластмассовые футляры от киндер-сюрпризов и др.)

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Ум находится на кончиках пальцев». По возможности следует максимально развивать обе руки: и правую, и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга. Существует специальный термин амбидекстрия — одинаковое развитие функций обеих рук, которое может быть врожденным или сформироваться в процессе тренировки.

Коррекция моторики лица и артикуляционного аппарата

Коррекция моторики лица и артикуляторного аппарата направлена на снятие паретичности, вялости, установление фиксированных положений органов артикуляции, выработку целенаправленной воздушной струи. Средства развития: артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений на дутье, логопедический массаж, логоритмика.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц: жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). В связи с этим следует проводить упражнения различных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. При выборе методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Артикуляционные упражнения подбираются в соответствии с характером дефекта произношения и целесообразности рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом, артикуляцией. Тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов самоконтроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка фонационного выдоха должна быть систематической и длительной. На основе грудо-брюшного типа дыхания и фонационного выдоха формируется речевое дыхания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: