Понятие социокультурной динамики

Динамика культуры – это процесс изменения культуры под действием внешних и внутренних сил.

Изменение – неотъемлемое свойство культуры. Оно имеет и временной и качественный характер: культурные явления разворачиваются во времени и в пространстве. Например, люди создают все новые объекты материальной и духовной культуры, заселяют и «обживают» новые территории, то есть культура разворачивается в пространственном, количественном отношении, изменяется культурное пространство. В то же время новое культурное пространство предполагает изменение связей между элементами культуры, внутренние изменения субъектов культуры -–людей. Такие изменения носят временной характер, они свидетельствуют о качественном изменении культуры как системы.

Если рассматривать культуру человечества как единое целое, то под внешним воздействием мы будем понимать природные – климатические, географические, космические факторы. Тогда все собственно культурные изменения обусловливаются внутренними силами, которые несет в себе сама культура. Если же рассматривать отдельно культуру каждого исторического сообщества – конкретного народа в конкретном историческом времени, – то под внешними силами мы будем понимать воздействие культур других сообществ в результате, например, торгового обмена, войн или миграций. Проблема динамики культуры непосредственно включает в себя вопросы причин и характера культурных изменений.

В философии, социологии, культурологии существует много различных взглядов на процессы культурных изменений. Ученые аргументируют свою позицию, свой взгляд, подтверждают его теоретическим доказательством и конкретными историческими фактами. Научный подход к исследованию динамики культуры выражается в создании теорий, концепций или моделей – логических схем, объясняющих процессы культурных изменений, а иногда и предсказывающих будущие изменения. Здесь нет и не может быть единой «правильной» модели, культура слишком сложная система, чтобы существовал только один подход к ее исследованию.

Социодинамика культуры не ограничивается изучением эволюции тех или иных явлений культуры, сменяемости определенных культурных фактов, а также описанием известных культурных процессов. Она старается выявить детерминанты происходящих процессов и тенденций, теоретически их объяснить и осмыслить.

Таким образом, социодинамика культуры – это теоретическая дисциплина, предметом которой является культурно–историческое развитие.

То есть предметом изучения становится не столько культура сама по себе, сколько движущие ее общественные факторы, социальные механизмы культуры.

Мировая научная мысль накопила огромное количество идей, представлений и концепций, позволяющих давать философскую, социологическую, культурологическую интерпретацию понятия социокультурной динамики с разных познавательно–гносеологических позиций.

Во взглядах на социокультурные динамические процессы можно выделить две противоположные позиции, между ними – еще множество концепций. Представители одной из крайних позиций утверждают, что единой истории человечества не существует, а значит, не существует общих законов развития, и каждое поколение ученых вправе по–своему интерпретировать историю. К. Поппер, например, считал, что вера в закон прогресса сковывает историческое воображение.

Адепты другой позиции полагают, что ход истории, судьба народов и жизнь каждого человека жестко детерминированы, управляются и предопределены. Это может быть и божественное провидение, и рок, и астрологическая карта, и карма, и закон социального развития, и т. д. Человек бессилен перед этой предопределенностью, он может лишь попытаться угадать свою судьбу, или же, изучив законы развития, гармонично существовать в их поле, или же научиться управлять законами эволюции.

Концептуальное разнообразие проблемы социокультурного развития в макроизмерении группируется вокруг трех основных направлений: во–первых, вокруг идеи линейно поступательного развития – эволюционизма, во–вторых, вокруг идеи цикличности цивилизационного процесса и, в–третьих, вокруг актуальных социально–синергетических подходов. В связи с этим можно выделить основные научные направления и разработанные в процессе их развития различные модели социокультурных динамических процессов.

Можно выделить три основные черты, присущие традиционной теории универсальной социокультурной эволюции:

1. Современные общества классифицируются по определенной шкале – от «первобытных» до «развитых» («цивилизованных»).

2. Существуют четкие, дискретные стадии развития – от «первобытного» до «цивилизованного».

3. Все общества проходят через все стадии в одном и том же порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: