Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:
1) форма правления — определяет кому принадлежит власть;
2) форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
3) политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.
Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;
Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.
|
|
Монархия может быть:
1) абсолютная (всевластие главы государства);
2) конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
Республика может быть:
1) парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
2) президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.
По форме государственного устройства государства делят на:
1) Унитарные
2) Федеративные
3) Конфедерации
Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.
Признаки унитарного государства:
1) существование одноуровневой системы законодательства;
2) подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
3) существование только одного гражданства;
С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:
Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.
Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.
В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.
|
|
Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).
Федерация облагает такими признаками:
1) союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
2) наличие двухуровневой системы государственных органов;
3) двухканальная система налогообложения.
Федерации можно классифицировать:
1) по принципу формирования субъектов:
2) административно-территориальные;
3) национально-государственные;
4) смешанные.
По юридической основе:
1) договорные;
2) конституционные;
По равенству статусов:
1) симметричные;
2) ассиметричные.
Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.
Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
Различают следующие виды конфедераций:
1) межгосударственные союзы;
2) содружества;
3) сообщества государств.
Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.
Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.