Взаимодействие государства и бизнеса: формы

Государство и бизнес – два важнейших института, благодаря которым возможно существование общества в том виде, в каком современный человек привык его видеть.

Каждый из этих институтов имеет несколько сфер влияния.

К основным сферам влияния государства относятся:

1. обеспечение безопасности и стабильности в обществе;

2. организация и регулирование экономической жизни;

3. социальное обеспечение;

4. поддержка культурного развития;

5. охрана окружающей среды.

Основными сферами влияния бизнеса являются:

1. создание материальных благ;

2. создание рабочих мест;

3. формирование потребительского спроса;

4. включение членов общества в систему отношений собственности;

В настоящее время в России можно констатировать наличие двух альтернативных базовых моделей взаимодействия власти и бизнеса, названных авторами «атомистическая» и «ассоциированная».

Атомистическая модель формируется в условиях экономической слабости бизнес-сообщества, которое представлено отдельными разрозненными конкурирующими между собой предпринимательскими структурами, осуществляющими с государством, в зависимости от степени доверия к нему, одностороннее (лидерство власти) или двустороннее (частное) взаимодействие. Государство в данной модели рассматривается как внешняя сила, при этом его основной функцией является совместная с бизнесом разработка правил регулирования экономики.

В рамках ассоциированной моделиво взаимодействие вступают уже не отдельные предпринимательские структуры, а их объединения и союзы, оформленные институционально, имеющие возможность участвовать в выработке законопроектов и принятии политических решений в обмен на добровольное выполнение части социальных функций, традиционно осуществляемых государством.

 

Государственная структурная политика и механизмы её реализации.

Структурная политика (СП) — это совокупность мер государства, оказывающих воздействие на структуру, пропорции экономики. В широком смысле – воздействие на отраслевые и территориальные пропорции, в узком плане – воздействие государства на отраслевые и межотраслевые пропорции.

Реализация государственной структурной политики в зависимости от степени вмешательства государства в структурные сдвиги в экономике может происходить по двум сценариям, которые определяют тип структурной политики: пассивный и активный

Пассивная государственная структурная политика заключается преимущественно в созданной государством благоприятной правовой базы для конкуренции и свободного перелива капитала и ресурсов из одних отраслей, видов деятельности, регионов и т.д. в другие под влиянием рыночного механизма, рыночных факторов (стимулов) и традиционных средств

Активная государственная структурная политика состоит в применении государством широкого спектра инструментов (как прямого, так и опосредованного влияния) для ускорения структурных сдвигов в экономике.

Методами прямого регулирования являются:

1. предоставления финансовой помощи в виде инвестиционных субсидий, дотаций, надбавок, ссуд на развитие отдельных отраслей, производств, регионов,

2. использование системы государственных заказов, контрактов.

К методам (средств) косвенного (опосредованного) регулирование относятся:

1. предоставление налоговых и кредитных льгот

2. таможенная политика (установление различных им мпортних и экспортных тарифов);

3. правовое регулирование, создание специальных экономических зон тощ.

 


Инновационные процессы в экономике России.

Инновация (инновационный продукт, нововведение) является результатом длительных и упорных усилий ученых и изобретателей,инноваторов и предпринимателей, итогом научного открытия или технического изобретения.

По существующей в настоящий момент классификации инноваций принято выделять такие виды инноваций, как производственные (технологические и продуктовые), маркетинговые и управленческие.

Технологические инновации – инновации, нацеленные на совершенствование технологии производства и имеющие своим результатом снижение себестоимости производства, более эффективное использование дефицитных ресурсов, ускорение сроков производства. Технологические инновации воспринимаются экономикой только в определенные периоды ее развития и дают ощутимую добавочную стоимость через определен­ный конечный промежуток времени.

Продуктовые инновации – инновации, имеющие целью улучшение либо потребительских характеристик выпускаемой продукции, либо разработку и внедрение новых видов продукции.

Маркетинговые инновации заключаются в разработке и внедрении новых методов воздействия на предпочтения потребителей, расширении рынка сбыта и повышении эффективности продвижения продукции на рынке.

В условиях экономического кризиса прорыв некоторых государств на новый уровень научно–технического развития будет означать принципиальное изменение возможностей ведения хозяйства для всех участников системы мировых экономических связей. Важное значение для России имеют вопросы формирования экономической политики, направленной на модернизацию отечественной экономики и связанные с диверсификацией производства, обновлением материально–технической базы реального сектора экономики, ростом производительности труда на инновационной основе. Модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы – вопрос выживания России в современном мире.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: