Н. Макиавелли о государстве

 

Никколо Макиавелли (1469-1527) родился во Флоренции в семье маркизов. В 1498 г. он получил должность канцлера по внутренним делам во Флорентийской республике, а затем стал секретарем комиссии Десяти, т. е. фактическим главой правительства республики. В 1512 г. Флорентийская республика погибла в результате переворота Медичи, которые лишают Макиавелли всех государственных постов, а в 1513 г. арестовывают и подвергают пыткам, подозревая в участии в заговоре. От смертной казни его спасло только вмешательство римского папы. Остаток жизни Макиавелли живет в бедности и занимается теоретическим обобщением итогов своей политической карьеры.

В 1513-1519 гг. он пишет «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (т. е. на первые десять книг историка о республиканском периоде истории Рима) и «Историю Флоренции», а параллельно, в 1512-1515 гг. - «Государь».Макиавелли впервые в европейской политико-правовой мысли создает комплексное понятие государства (Stato) как организации жизни народа, оформленного в политическое целое, как объединения граждан с определенным экономическим механизмом и типом использования природных ресурсов, а также с определенным способом социального взаимодействия.

В соответствии с этими условиями в данном государстве организуется политическая власть, которая определяет форму государства. Макиавелли в отличие от средневековых мыслителей считает, что форма государства определяется не профессиональными (сословными), а имущественными различиями граждан, не только структурой, но и функциями государства.

Макиавелли вслед за Аристотелем различает формы государства в зависимости от числа правящих лиц, как единовластие, правление немногих и правление всего народа. По цели и качеству функционирования он различает правильные (монархия, аристократия и демократия), целью которых является общее благо и величие государства, и неправильные (тирания, олигархия и «распущенность») формы, в которых правители заботятся исключительно о собственной пользе.

Макиавелли считает идеальной формой государства республику в понимании Цицерона как уравновешенное государство со справедливым распределением власти между принцепсом (государем), оптиматами и народом.

Развитие любого государства он определял как естественную смену циклов. Республика возможна только при добродетельности народа, толь ко если он способен предпочитать общественные блага личным и подчи няться закону, а не личным страстям. В такой республике закон является защитой граждан от взаимных обид, а выборы принцепса (государя) про исходят на основе мудрости, а не силы. Народ выбирает подчинение ему в обмен на защиту.

Затем народ вырождается, т. е. начинает предпочитать личное благо общественному, из-за этого республика гибнет и устанавливается тирания. Народ платит за свою «распущенность» потерей защиты закона, т. е. поте рей своей безопасности, началом военного хаоса и грабежей. После того как народ осознает суть происходящего, он поддерживает нового принцепса, который силовыми методами наводит порядок и восстанавливает республику.

Именно в этом заключается смысл «Государя», который был посвящен правителю Флоренции Лоренцо Медичи Великолепному и который должен был стать набором рекомендаций для объединения Италии.

Принципиальный разрыв Макиавелли со средневековой схоластикой заключается в создании динамической концепции государства. Содержанием этого развития является взаимодействие качественно и количественно различающихся элементов политического общения — экономических, военных, демографических, этнических и психологических. Он впервые начинает анализ поведения, противоборства социальных групп как основы развития государства.

Для мыслителя в современной ему Италии основной движущей,силой развития были горожане и аристократия. В нарушении баланса сил между ними он видел основную причину установления военной диктатуры



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: