Эстетический элитизм Ф. Ницше

 

Сущность эстетического элитизма Ницше заключается в том, что смысл деятельности государства он видит не в организации экономики или в охране своих границ, а в создании культурных ценностей как в проявлении космической борьбы сил.

Поэтому идеальным государством мыслитель считает ведическую Индию, которую он воспринимает не в реальном историческом, а в мифологизированном виде. Во главе Индии Ницше стояли брахманы, которые видели смысл своей жизни в изучении и творении Вед. В дальнейшей мировой истории философ видит деградацию, воплотившуюся в снижении культуро - творческого потенциала элиты. Ницше связывает эту деградацию со сменой язычества иудео-христианством как «религии господ» «религией рабов», которая заменяет волю к жизни страхом смерти, которая заставляет людей жить не ради жизни, а ради смерти.

Для Ницше «воля к власти» является абсолютной ценностью, свободной от условностей морали. Для Ницше путь в рай возможен только через ад.

Но способность сверхчеловека к творчеству вызывает зависть окружающих его посредственностей, которая проявляется в их неопределенной вражде, соединенной с чувством бессилия. И чтобы лишить его этой способности, они создают религию и мораль равенства и сострадания ко всем людям, независимо от их силы, способностей и общественной полезности.

Н. видит ложь христианской морали равенства в том, что она заставляет людей делать все добрые дела не на основании внутреннего побуждения, а на основании внешнего принуждения, в расчете на награду (в конечном счете, на райское блаженство) или из страха наказания (в конечном счете, перед мучениями в аду). Н. видит причину стремления человека к вере в Бога в его слабости и лени, в его стремлении к покою и безопасности, но это еще более ослабляет человека. Он провозглашает свой лозунг «живи в опасности!» как принцип полноценной жизни сильной личности. По его мнению, трудолюбие естественным образом приводит человека к неверию во что-либо, кроме самого себя. Н. выносит христианству свой приговор: «Бог умер!», из чего следует, что потусторонний идеал теряет свою созидательную силу и прекращает влиять на поведение людей. Вакуум исчезнувших религиозных авторитетов должен быть заполнен разумом и совестью самого человека, который берет на себя ответственность за окружающий мир.

Христианская мораль сострадания лежит в основе демократии и «государства всеобщего благоденствия». Еще более негативно Н. оценивал социализм - как последнюю стадию вырождения «расы господ» и окончательное торжество «расы рабов».

Политико-правовая концепция Н. стала одной из наиболее ярких, спорных и неоднозначных в истории мировой мысли. В ней было покончено с однозначностью рациональных построений европейских мыслителей Нового времени и был намечен переход к многозначным релятивистским конструкциям Новейшего времени. Идеи Н. оказали огромное влияние на современные исследования в области теории элит, государства, религии, морали и права.


Неогегельянская теория государства и права Б.Н. Чичерина.

 

Чичерин считает, что разум, рациональность – это главное качество и метафизическая субстанция человеческой личности и обладая разумом этой субстанции человек способен ограничивать свои неразумные, чувственные, эгоистические стремления. Принцип этатизма (государственичество) - концепция доминирования государства в самых различных сферах человеческой деятельности. Этатизм- доминирование общих (общественных) интересов над частными, эгоистическими интересами. Это проявляется в том, что человек осознает необходимость ограничения своих эгоистических стремлений правовыми нормами, т.е. прав. норма – это то, что ограничивает эгоистические стремления различных индивидов, эгоист. стремления – это область индивидуальной свободы. Индивид. свобода абсолютной и неограниченной быть не может, она может быть только относительной и ограниченной и ее ограничивает сфера чужой свободы. Правовая норма реализуется в законе. Чичерин понимает закон как постоянные правила жизни, принудительно определяемые права и обязанности лиц в отношениях между собой. Государство Чичерин понимал в двух измерениях: 1. В позитивистских теориях государство-это формально логическая система абстрактных понятий. Базовое понятие государство - это понятие власти. Власть – определяет, как волю лиц или учреждений, которые обладают правом повелевать и на основании этого права объединяют граждан в целостный организм на основании гос. порядка. 2. Государство в социологических теориях: это система союзов людей, которые объединяют индивидов, проживающих на определенных территориях. Чичерин выделяет 4 вида таких союзов:

• Собственно государство (первый высший уровень) как абсолютно политический союз, который заключается с целью осуществления власти.

• Церковь – религиозно-нравственны союз, который заключается с целью подчинения людей законам и моральным нормам.

• Общество (гражданское общество) – система частных интересов, которые граждане стремятся реализовать в одностороннем порядке.

• Семья - естественно биологический союз, который заключается с целью продолжения рода.

Недостатки Чичерина (базовые недостатки российского либерализма): Чичерин отставал по фазе от европейских либералов на полвека. Российские либералы ставили цель Конституционную монархию. Чичерин выступает за абсолютную свободу индивидуальной деятельности (в Европе привел к дикому капитализму), против создания профсоюзов, коллективных трудовых договоров.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: