Часть 2. Реализация информационной системы

2.1. Моделирование данных

 

1. На основе ER-модели создать в Access базу данных с таблицами, описывающими предметную область, определить ключи, заполнить таблицы данными в количестве не менее 10 записей по каждой. При этом разработать средства контроля правильности данных, в частности, за счет использования сверочных таблиц. Для отчета по курсовому проекту распечатать эти таблицы, при этом выделить ключевые поля полужирно (описание функциональных возможностей СУБД Access дано в приложении 3).

 

Например, для системы «Оплата коммунальных услуг» соответствующие таблицы могут иметь вид (число столбцов таблиц увеличено):

Таблица 1

ФИО ответственного квартиросъемщика Лицевой счет Общая площадь Адрес Количество проживающих
Сидорова С.С. 12345 50 кв.м пр. Мира, 50-34 4
Комарова К.К. 23456 46 кв.м ул. Леонова, 7-8 2
Арбузов А.А. 34567 66 кв.м Советский пр., 10-1 1

 

Таблица 2

Лицевой счет Месяц Содержание жилья Холодная вода Отопление Горячая вода Газ Освещение ТБО/мусор Лифт Водоотведение
12345 1 123 12 23 34 55 12 23 45 11
12345 2 123 44 55 22 77 12 22 11 22
23456 1 232 22 33 44 55 66 11 0 33
23456 5 333 11 22 33 44 55 66 77 11
23456 3 444 22 33 44 11 22 33 44 55
34567 1 222 33 44 11 22 33 44 0 22
34567 2 111 22 33 44 11 55 66 22 22

 

2. Создать связи между таблицами по смыслу. Например, чтобы через лицевой счет квартиросъемщика (табл.1) можно было просмотреть все его платежи по месяцам.

2.2. Проектирование приложений

 

1. Придумать и сформулировать 3 прикладные задачи по фильтрации данных. Выполнить их, распечатать таблицы с результатами фильтрации. Например, по таблице 2 построить фильтр для выбора записей тех счетов, для которых плата за лифт нулевая; результат в таблице 3:

Таблица 3

Содержание жилья Холодная вода Отопление Горячая вода Газ Освещение ТБО/мусор Лифт Водоотведение Лицевой счет Месяц
232 22 33 44 55 66 11 0 33 23456 1
222 33 44 11 22 33 44 0 22 34567 1

 

2. Придумать и сформулировать 3 прикладные задачи для параметризованного запроса на выборку данных, возможно, сопровождаемую расчетами. Выполнить запросы, распечатать структуру самих запросов и результаты их исполнения. Например, по таблицам 1 и 2 построить запрос для определения суммы платежей за январь тех квартиросъемщиков, у которых общая площадь не превышает 50 кв.м; в выборке отобразить ФИО квартиросъемщика, адрес, общую площадь, сумму платежей. Результат в таблице 4:

Таблица 4

ФИО ответственного квартиросъемщика Общая площадь Адрес Сумма платежей
Сидорова С.С. 50 кв.м пр. Мира, 50-34 338
Комарова К.К. 46 кв.м ул. Леонова, 7-8 496

 

3. Для пользователя информационной системы, применяющей созданную БД, разработать сложные формуляры для удобного заполнения БД. Предусмотреть защиту некоторых полей от непредумышленного искажения, т.е. заблокировать их изменения (например, для общей площади квартиры из примера). Для отчета по курсовому проекту распечатать видеокадры с формулярами.

4. Придумать 3 прикладные задачи для формирования отчетов с группировкой данных по определенным параметрам. При этом отчеты должны содержать заголовки, примечания, промежуточные результаты по группируемым данным. Распечатать макеты отчетов и сами отчеты.

5. Предусмотреть технологию совместного использования БД несколькими пользователями. Разработать средства распределения прав доступа к данным. Для отчета по курсовому проекту распечатать таблицу распределения прав доступа.

6. Разработать кнопочную форму как «точку входа» в спроектированную информационную систему со сложной структурой:

· на главной странице должны помещаться основные операции из множества: добавление данных, редактирование данных, поиск по запросам, просмотр отчетов, изменение кнопочной формы, выход из системы (конец работы);

· на следующей странице представить перечень информационных объектов, соответствующих предшествующему контексту. Например, из опции добавления данных главной страницы должен быть выход на кнопочную форму, представляющую спроектированные ранее формы для ввода данных. При этом на каждом уровне предусмотреть выход на предыдущую форму;

· предусмотреть запуск кнопочной формы при открытии БД.

  Создание кнопочных форм

Приложение СУБД Access разрабатывается как комплекс взаимосвязанных объектов БД (таблиц, форм, отчётов и т. д.). Последовательность выполнения функций и порядок запуска объектов БД для обработки определяются пользователем.

Наиболее часто приложения СУБД Access используют интерфейс в виде кнопочной формы, соответствующей меню и подменю предоставляемых функций обработки. С каждым пунктом меню или кнопкой панели инструментов связаны объекты БД определенного вида (формы, отчеты, запросы, макросы и т. д.).

Для построения кнопочной формы приложения следует разработать иерархическую структуру взаимосвязи объектов БД. Каждый иерархический уровень, имеющий подчиненные объекты БД, представляется в виде подменю. Объекты БД используются на нижнем уровне иерархии. Число уровней иерархии не ограничивается, количество пунктов (подпунктов) отдельного меню (подменю) не должно превышать разумного числа (психологический барьер охвата объектов - 8).

Каждому подменю в кнопочной форме соответствует страница кнопочной формы.

Кнопочная форма – это панель управления, которая обеспечивает переход к страницам кнопочной формы, а также выполнение отдельных команд. На панели кнопочной формы должны быть размещены кнопки для возвращения к главной странице кнопочной формы и страницам предыдущих уровней и выхода из приложения (базы данных). При создании кнопочной формы предусматривается кнопка для изменения самой кнопочной формы.

Перед созданием кнопочной формы необходимо убедиться, что в базе данных созданы все объекты (формы, отчёты, макросы), выполняющие необходимые функции.

Разработаем структуру кнопочной формы, представив её в виде таблицы.

 

Название страницы КФ Элементы Действие

Фирма (главная страница)

Добавление данных Переход на страницу КФ Добавление данных
Редактирование данных Переход на страницу КФ Редактирование данных
Просмотр отчётов Переход на страницу КФ Отчёты
Изменение КФ Выход в Диспетчер кнопочных форм
ВЫХОД Выход из БД

Добавление данных

Форма  ______________ Открытие формы _______ в режиме добавления
Форма _____________ Открытие формы _______ в режиме добавления
ВОЗВРАТ Переход на главную станицу кнопочной формы

Редактирование данных

Форма __________ Открытие формы ______ в режиме редактирования
Форма ___________ Открытие формы ______ в режиме редактирования
ВОЗВРАТ Переход на главную станицу кнопочной формы  

Отчёты

Отчёт1 Просмотр отчёта1
Отчёт2 Просмотр отчёта2
ВОЗВРАТ Переход на главную станицу кнопочной формы  

 

Все страницы кнопочной формы представлены двумя уровнями. 1-й уровень – главная страница кнопочной формы Фирма, 2-й уровень – страницы Добавление данных, Редактирование данных, Отчёты.

Для построения кнопочной формы служит команда меню Сервис - Служебные программы - Диспетчер кнопочных форм.

Создадим список страниц кнопочной формы. В окне Диспетчера кнопочных форм  всегда существует главная страница кнопочной формы. С помощью кнопки Создать сформируем последовательно список страниц кнопочной формы:

Добавление данных;

Редактирование данных;

Отчёты.

Создадим содержание главной страницы кнопочной форы (первый уровень). Для этого в окне Диспетчера кнопочных форм надо выделить главную страницу и нажать кнопку Изменить.

В окне "Изменение страницы кнопочной формы " создадим первый элемент главной кнопочной формы с помощью кнопки Создать.  

Появляется окно "Изменение элемента кнопочной формы". В нем указываем:

Текст:                                  ДОБАВЛЕНИЕ ДАННЫХ

Команда:                            Перейти к кнопочной форме

Кнопочная форма:             Добавление данных

Нажать кнопку ОК.

По аналогии создать элементы Редактирование данных и Просмотр отчётов.

При создании элемента Изменение КФ выбрать команду Конструктор приложения.

При создании элемента ВЫХОД выбрать команду Выйти из приложения.

В результате в окне "Изменение страницы кнопочной формы" созданы все элементы для главной страницы кнопочной формы.

Закрыть все окна, кроме окна Диспетчера кнопочных форм.

Теперь приступим к созданию содержания кнопочных форм второго уровня. Начнём с формы Добавление данных. Для создания содержания её страницы выделим её в окне Диспетчера кнопочных форм и нажмём кнопку Изменить.

Появится окно "Изменение страницы кнопочной формы". В нём надо создать все элементы для данной кнопочной формы. Нажимаем на кнопку Создать. Появляется окно "Изменение элемента кнопочной формы ". В нём указываем:

 

Текст:                                  Форма _______________

Команда:                            Открыть форму для добавления

Форма:                                _____________

Нажать кнопку ОК.

Аналогично создаём элемент для вызова формы ______________.

При создании элемента ВОЗВРАТ в окне "Изменение элемента кнопочнойформы " надо указать:

Текст:                                  ВОЗВРАТ

Команда:                            Перейти к кнопочной форме

Кнопочная форма:             Главная кнопочная форма

Нажать ОК. Теперь в окне "Изменение страницы кнопочной формы " отображены все созданные элементы страницы кнопочной формы Добавление данных.  По аналогии создадим кнопочные формы второго уровня Редактирование данных и Просмотр отчётов.

Выйти из диспетчера кнопочных форм с помощью кнопки Закрыт ь. В окне базы данных перейти к объектам Формы. В списке появилось название новой формы – Кнопочная форма. В списке объектов Таблицы появилась новая таблица – Switchboard Items, в которой отображена структура созданной кнопочной формы.

Кнопочная форма в базе данных может быть только одна!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: