Государственное финансирование

Государственное финансирование инвестиционной деятельности организаций может осуществляться на возвратной, безвозвратной или смешанной основе. Такое финансирование направляется для решения задач, обеспечивающих структурную перестройку производственного и непроизводственного потенциала Украины. Для этого Министерство экономики и Министерство финансов с участием других государственных органов власти определяют основные направления экономического развития отдельных отраслей, которые требуют необходимой поддержки государства в реализации отдельных инвестиционных проектов. Конкретные инвестиционные проекты для государственной поддержки отбираются в три этапа.

Выбор проектов на первом этапе осуществляется на конкурсной основе, исходя из государственной необходимости. По окончании конкурсы принимается решение о включении проектов в перечень строек и объектов для государственных нужд.

На втором этапе проводятся подряд торги заказчиков по строительству отобранных объектов и заключаются государственные контракты. Уточняются объемы капитальных вложений и сроки выполнения необходимых работ.

Третий этап характеризуется выбором системы финансирования.

Система государственного финансирования проводится на прямой или косвенной основе. Систему государственного финансирования на прямой или косвенной основе можно представить в виде следующей схемы (рис.2).

Прямое государственное финансирование на возвратной основе предусматривает выделение средств из государственного бюджета в пределах кредитов, выдаваемых Национальным банком Украины в установленном порядке. Следующим действием является получение коммерческими банками от Министерства финансов Украины средств государственного бюджета для финансирования государственных централизованных капитальных вложений. Процесс финансирования осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Финансирование инвестиционных проектов на безвозвратной основе за счет средств государственного бюджета проводится при отсутствии других источников финансирования. Открытие финансирования государственным заказчиком производится Министерством финансов путем перечисления средств на основании имеющихся договоров.

Смешанное финансирование осуществляется на возвратной и безвозвратной основе. Такое финансирование может производиться за счет средств государственного бюджета и за счет собственных средств организации. Капитальные вложения вносятся инвесторами на счета банков по договоренности сторон.

Финансирование инвестиционной деятельности организации может осуществляться через целевые комплексные программы (ЦКП). Такие программы являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов. Программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на решение проблем в области экономического, экологического, социального и оборонного развития страны.

Разработка ЦКП включает следующие этапы:

- обоснование идеи и цели программы;

- описание основных задач ЦКП;

- определение этапов и сроков выполнения программ;

- разработка бизнес-плана;

- разработка системы программных мероприятий и трудовых затрат;

- описание механизма реализации программы;

- оценка эффективности программы;

- сведения о государственном заказчике программы.

Представленные материалы по ЦКП рассматриваются в Министерстве экономики и Министерстве финансов. При принятии положительного решения в указанных Министерствах ЦКП утверждается Правительством Украины. После этого начинается работа по реализации, разработанной и утвержденной ЦКП.

 

                     5. Внебюджетные источники финансирования

 

Внебюджетные источники финансирования, привлекаемые для реализации инвестиционных проектов и целевых комплексных программ, могут быть получены за счет:

- фондов по поддержке малого предпринимательства;

- пенсионных фондов; в т.ч. не государственных;

- страховых фондов;

- других фондов;

- отчислений от прибыли организаций;

- целевых кредитов банков под государственные гарантии;

- средств инвестиционных компаний;

- иностранных инвестиций.

Регулирование участия внебюджетных фондов и других видов внебюджетных инвестиций осуществляется с помощью законов о рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах, страховых и пенсионных фондах и т.п.

 

 

Внебюджетные источники финансирования имеют определенные особенности:

- государство имеет возможность с помощью внебюджетных средств вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность организаций;

- возможность инвестировать различные формы предпринимательства и инновационных проектов;

- осуществлять функции контроля со стороны государства за использованием внебюджетных средств.

Финансирование инвестиционных проектов и целевых комплексных программ осуществляется целевым выделением средств через государственного заказчика, который является ответственным за выполнение определенных работ.

 

                          6. Самофинансирование

 

Сущность самофинансирования состоит в том, что после исключения из дохода налогов и других обязательных платежей в бюджет, все оставшиеся денежные ресурсы остаются в распоряжении трудового коллектива организации.

Формирование системы самофинансирования предполагает увеличение собственных средств за счет прибыли и амортизационных отчислений в финансировании инвестиционных проектов организации. Собственные накопления организации дополняются кредитными источниками и эмиссией ценных бумаг.

Для стран с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования на фирмах считается высоким, если удельный вес собственных финансовых ресурсов составляет не менее 60% от общего объема финансирования инвестиционной деятельности. Увеличение государственного финансирования частных компаний за счет снижения доли собственных средств рассматривается в деловых кругах как падение имиджа фирмы и начала движения к банкротству. В связи с этим фирмы и компании стремятся использовать государственные средства временно. В США, Канаде, странах ЕЭС стимулирование инвестиций методами финансовой и денежно-кредитной политики позволяет ускорить кругооборот вложенных в основной и оборотный капитал средств и повысить конкурентоспособность экономики в целом.

В условиях украинской экономики государство в целях концентрации и централизации финансовых ресурсов осуществляет политику изъятия значительной части накоплений инвестора в объеме до 60%. Такой подход приводит к значительному переливу денежных накоплений между организациями, что в значительной степени сдерживает развитие горизонтальных связей между этими организациями и снижает их инвестиционные возможности в части самофинансирования.

Одним из направлений самофинансирования является эмиссия ценных бумаг в акционерных обществах – акционерное финансирование. Это направление предусматривает замену инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами. Акционерное финансирование включает в себя следующие действия организаций:

- эмиссия ценных бумаг под определенный инвестиционный проект;

- эмиссия акций для их размещения среди отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов;

- организация специализированных инвестиционных фондов, в том числе паевых.

В современных условиях для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций в организациях рассчитывают коэффициент самофинансирования (Rc). Он определяется по следующей формуле:

 

                        Rc = Dc / (Бс + Пс +Зс),

 

где: Rc – коэффициент самофинансирования;

      Dc – собственные средства;

      Бс – государственные бюджетные средства;

      Пс – привлеченные средства;

        Зс – заемные средства.

 

Уменьшение коэффициента самофинансирования в отчетном периоде по сравнению с базовым означает усиление зависимости инвесторов от рынка заемного капитала. Повышение доли собственных средств при финансировании инвестиционных проектов означает сравнительную стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности организации. Рекомендуемое значение коэффициента самофинансирования должно быть не менее 0,51. Более низкое значение коэффициента показывает, что организация теряет финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: