История становления налоговых отношений находит свои корни в первобытном обществе в силу того, что на любой ступени развития общества ему нужны средства для собственного развития. Безусловно, на 1х этапах общественного развития формы и способы взимания налога носят случайный примитивный характер, далеко не всегда устраивающий все стороны налоговых отношений. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства, смены экономических формаций и смены роли государства, влияют на формы налоговых изъятий.
Натуральные налоги:
· Первобытная кооперация (мыта, полюдям, ям);
· Ремесленное производство (пошлина, оброк, откуп, десятина).
Налоги в денежной форме:
· Мануфактурная кооперация (гильдейские сборы; промысловые налоги; таможенные пошлины и сборы).
· Машинное производство (подоходный налог, пошлины и сборы).
Переходя с философских позиций к анализу эволюции форм налоговых изъятий, идет обращение к категориям:
ХАОС НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПОРЯДОК
|
|
Под хаосом понимают присутствие случайных не предсказуемых событий. Применительно к налоговой системе в качестве примера хаоса: вводимые спонтанно различные виды налога для срочного пополнения государственной казны.
Неопределенность характеризует недостаточность знаний о состоянии системы, как правило, она связана с наличием нескольких возможностей решения одной задачи.
Порядок – это состояние системы с ярко выраженными причинно-следственными связями и определенным предсказуемым развитием событий.
Названные категории в рамках налоговой системы имеют взаимосвязанное и самостоятельное проявление и стремление к совершенству, улучшению, все в более высокой степени приближения к жизни.
Состояние налоговой системы должно соответствовать категории порядок, по крайней мере, к этому следует стремиться. Но необходимо помнить о том, что жизнь полна неопределенностей, и, следовательно, возникает необходимость решения задач, а для этого надо быть готовым к состоянию хаоса, который сменяет неопределенность, которая предопределяет возникновение порядка.
Развитие налоговой системы в этом направлении требует неустанной работы по ее совершенствованию.
Теории институтов.
Налоги – категория социальная. Они возникают, развиваются и эволюционируют в полном соответствии с общественным развитием и теорией институтов (Дуглас Норт конец 80-х – начало 90-х годов 20 века).
Институты, по Норду, - это разработанные людьми формальные (законы, кодексы, конституции) и неформальные (договоры) ограничения, а также, факторы принуждения структурирующие их взаимодействия.
|
|
На их основе формируется побудительная структура общества и экономики.
Новые институты появляются тогда, когда общество усматривает получение дохода, который не может быть получен в условиях сложившейся институциональной модели. Это положение имеет абсолютное расположение на всю налоговую систему, которое началось в период расширения российских предприятий, бурного роста предпринимательства, а у государства возникла необходимость в средствах для осуществления возложенных на него функций.
Создание функционального механизма развития системы предопределило формирование порядка формирования государственных ресурсов, дало возможность выработать последовательность этого формирования, разработать правила взаимоотношения налоговой системы с налогоплательщиками.
Всякий институциональный механизм стремится к самосовершенствованию, и оно реализуется через переход неформальных норм в формальные. Общество в своем развитии создает неписанные правила решения проблем. Созданные правила проходят опробацию жизнью, совершенствуются, утверждаются законодательством и становятся формальными (протяженный по времени процесс).
Применительны к налогообложению основные принципы Норда:
1. Если законы могут быть изменены в короткий период времени, то неформальные нормы меняются постепенно. Введение в общественную структуру налогов автоматически не решит проблему. Необходимо осуществление титанической работы по решению организационных, методических, информационных и юридических задач.
2. Функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством, формирующим экономические законы, обеспечивающим и создающим эффективные права собственности и влияющим на политику развития. Создание института налога требует от государства формирования в обществе его благоприятного восприятия, выработки условий их выполнения, обеспечивающих функционирование их с другими институтами в режиме единого организма.
3. Эффективность политико-экономической системы формирует гибкие информационные структуры, способные переживать шоки и изменения, и являются фактором успешного развития.
Условие развития успешной налоговой системы – создание успешной структуры управления, позволяющей в любой ситуации сохранять целостность и обеспечивать решение коллосального числа задач.
Реинженеринг
Созданная в 1991 году налоговая система России находится в состоянии совершенствования. В этом и проявляется реинженеринг, который предполагает осуществление внутреннего совершенствования самой системой на основе применения современных методик и ИТ. Абсолютно все подразделения налоговой системы на каждом из ее уровней в современных условиях направляют свои усилия на совершенствование их организационного построения, уточнения методических положений конкретизирующих их состав, возложенных на исполнителя функций, более широкое применение в практике ИТ.
Представлять дальнейшее развитие реинженеринга невозможно, т.к. на его плечи возложено решение актуальных задач налоговой системы по улучшению качества ее работы.
К числу современных проблем деятельности налоговых органов относятся:
· Низкая скорость адаптации к изменениям, как в законодательстве, так и в экономике;
· Отсутствие творческого характера в деятельности структурных подразделений налоговых органов, а также специалистов;
· Низкая оперативность.