Нарушения речи
Дисфония – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является всегда центрально обусловленным.
Тахилалия – паталогичеки ускоренный темп речи. Всегда центрально обусловленная.
Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной инннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи: искаженное произношение звуков, замена звуков, смешение, отсутствие звуков.
Причины: - недостаточная сформированность фонемитического слуха - неправильно сформированная артикуляционная позиция звука - артикуляционная позиция несформированна или ребенок путает артикуляционные позиции разных звуков
|
|
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата, т.е. это назальный тембр голоса.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга (ЧМТ, нейроинфекции, опухоли, инсульты).
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, в смешениях или пропусков при чтении, в затруднении слияния букв в слоги, слоги в слова и т.д.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптикопротранственного образа буквы, смешение и пропуски букв, пунктуационные ошибки.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) Классификация ДЦП:
1. Двойная гемиплегия – одна из самых тяжелых форм ДЦП: эпилепсия, косоглазие. Нарушение слуха, микроцефалия, тяж.дефект рук, спастическая тетраплегия.
2. Спастическая диплегия (болезнь Литтла). Нарушается функция мышц обеих сторон, деформация позвоночника и суставов. Причина – недоношенность.
3. Гемипаретическая форма. Характеризуется одностронним нарушением функции конечностей. Рука страдает больше, чем нога.
4. Гиперкинетическая форма. Причина - ядерная желтуха. Повреждение экстрапирамидной системы и слухового анализатора, гиперкинезы – насильственное движение мышц.
|
|
5. Атоничеки – астатическая. Низким тонусом мышц, высокими сухожилями-рефлексами.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ).
Дж. Стилл 1902 г.: неустойчивое внимание, трудность поддерживать умственное напряжение во время работы, неорганизованность, легкая отвлекаемость и потеря интереса.
Ранний детский аутизм (РДА).
Термин ввел Блейер. Изучали: Каннер, Аспергер, Ленухин.
4 группы детей РДА (Никольская):
1) состояние выражен.дискомфорта и полное отсутствие соц.активности. не говорит, страдают познават.процессы → УО, нет эмоц.связи с родными, гиперчувствителен к раздражителям, на речь не реагирует.
2) более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой. Аутизм как повышенная избирательность. Масса двигател. и речевых стереотипий. Высокий уровень агрессии. ЗПР. Эмоц.контакт с родителями отсутствует.
3) сверхзахваченность своими собственными интересами, прояв-ся в стереотипной форме. Повышенная конфликтность, мнение других не важно. Может говорить на одну и туже тему годами. Используют взрослую клишированную речь.
4) аутизм в наиболее легком варианте. Повышенная ранимость и тормозимость детей в контактах. Не имеет выраженных псих.недостатков и речевых нарушений.
Расстройство личности. Психопатия.
Психопатия - патологические характеры: конституциональные, наследственно-обусловленные или вырабатывающиеся в следствие продолжительного неблагоприятного влияния среды.
Классификация:
- астеническая (перекладывание ответственности на других, пессимизм, чувствительность к обидам)
- психопатия тревожно-мнительного типа (напряжение и тревога, застенчивость, чувство собственной неполноценности, чувствительность к критике, депрессии)
- психастеническая (нерешительность, излишняя предусмотрительность, стремление всегда достигать высших результатов, чрезвычайно совестливы, скрупулезны, педантичны)
- шизоидная (неспособность переживать наслаждения, эмоциональная холодность, слабая реакция на похвалу и порицания, сниженный интерес к сексуальному общению с противоположным полом, склонность фантазировать про себя, недостаточность доверительных контактов, трудности в усвоении общепринятых норм)
- неустойчивая (пренебрежение чувствами окружающих, безответственность, игнорирование социальных норм, неспособность поддерживать устойчивые отношения с другими людьми, могут быть вспышки агрессии и жестокости, отсутствует чувство вины, постоянная жажда легких развлечений)
- истерическая (склонность к драматизации, театральность поведения, преувеличение в выражении эмоций, эгоцентричность, постоянное желание быть в центре внимания)
- эксплозивная (чрезмерная возбудимость, импульсивность, взрывчатость, конфликтность, вплоть до злобности и агрессии, больные вступают в конфликты по самым незначительным поводам)
- эпилептоидная (чрезмерная возбудимость, конфликтность, импульсивность, с близкими жестоки, настроение часто злобно-тоскливое)
- паранояльная (мрачно-злобное настроение, любят мучить людей, причинять боль себе, идеал.порядок)
- мозаичная (недеференцированная) (злопамятность, подозрительность, стремление к власти, жестокость)
Шизофрения – прогридиентное псих.заболевание, появ-ся на базе генет.предрасположенности, кот. имеет непрекрощающ. в теч.длит.времени или пр иступообраз.течение и провоцирует появление своеобразных личностных изменений в виде дезинтеграции психики, аутизма, эмоц.обеднения, снижения активности.