1. Формы устного опроса: коллоквиум, участие в дискуссии, собеседование (ответ на семинаре).
Собеседование (ответ на семинаре) – специальная беседа преподавателя со студентом на темы, предусмотренные тематическим планом дисциплины, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме.
Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
При подготовке к устному виду работ рекомендуется, прежде всего, ознакомиться с соответствующим разделом учебника по трудовому праву, рекомендуемого кафедрой, лекцией на заданную тему, статьями конституции и нормами действующего законодательства, регулирующими данные вопросы.
Кроме того желательно использовать при устном собеседовании практику судебной системы Донецкой Народной Республики.
Коллоквиум - это краткий опрос студентов по вопросам семинарского занятия ранее изученной темы дисциплины по вопросам, ранее рассмотренным, который подразумевает быстрый вопрос и ответ, без времени на подготовку.
При подготовке к коллоквиуму, необходимо особое внимание обратить на повторение ранее изученных терминов и определений по теме, чтобы уметь давать быстрый ответ на вопрос преподавателя, или соотносить указанные понятия без предварительной подготовки.
Дискуссия – является интерактивной формой работы преподавателя и студентов, во время которой происходит обсуждение сложных, спорных вопросов, которые, как правило, не имеют однозначного ответа, а также после заслушивания рефератов и докладов.
Во время дискуссии преподаватель оценивает способность студентов использовать полученные в процессе обучения знания, владение терминологическим материалом, способности логического мышления, навыки межличностного общения (способность четко и логично излагать мысли, отстаивать свое мнение).
Целью и результатом дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у студента диалектического мышления.
Для участия в дискуссии, предусмотренной планом семинарских занятий, рекомендуется ознакомиться с вопросами к дискуссии и дополнительно изучить рекомендуемую по теме научную литературу. Во время выступления важно уметь апеллировать различными мнениями по обсуждаемому вопросу со ссылками на собственное мнение или мнение другого автора и источник опубликования научного знания.
Студент сам выбирает источники знаний по учебной дисциплине, к которым относятся, помимо учебных лекций преподавателя, различные учебники и учебные пособия, в том числе и электронные, любых авторов.
Планы семинарских занятий по учебной дисциплине «Трудовое право» адресованы в первую очередь студентам и предназначены для самостоятельной подготовки к ним.
Семинарские занятия могут быть репродуктивными или проблемными.
Репродуктивные семинарские занятие направлены в основном на самостоятельное осмысление и воспроизведение студентами положений, содержащихся в учебной лекции преподавателя и в использованных учебниках и учебных пособиях.
На проблемные семинарские занятия, как правило, выносятся актуальные теоретические и практические вопросы, вопросы, вызывающие затруднения у обучаемых, вопросы, которые не были по разным причинам основательно изложены в учебной лекции и которые требуют обращения к ним при активном участии самих обучаемых.
На семинарских занятиях по юридическим дисциплинам широко практикуется работа с нормативным материалом, отсутствие которого у студентов зачастую делает его работу непродуктивной.
Студентам надо не только присутствовать на семинарских занятиях, но и активно в них участвовать. Работающих на семинарах студентов преподаватель вправе поощрять определённым количеством баллов.
Планы семинарских занятий могут в зависимости от дидактической ситуации и политико-правовых явлений корректироваться, о чём преподаватель заранее ставит в известность студентов.
На семинарских занятиях обсуждаются поставленные в планах и выдвинутые студентами вопросы и проблемы, проводится дискуссии и диспуты, в том числе и в форме ролевых игр.
На семинарском занятии могут решаться и некоторые вопросы практического характера: решение задач, составление документов, юридические консультации и т. п.
Важной частью подготовки к семинарским занятиям является составление сообщений, обобщений, консультаций, рефератов и докладов. Тематика рефератов даётся в каждой теме. Реферат должен быть предметным, содержательным, аргументированным, лаконичным. За рефераты, не отвечающие этим требованиям, преподаватель может снизить оценку. Часть рефератов может быть заслушана на семинарских занятиях.
К каждой теме даются списки нормативного материала и литературы. Списки литературы носят альтернативный характер: студент сам выбирает доступную для него литературу, необходимую для выполнения конкретного учебного задания (написания реферата, подготовки ответа на поставленный вопрос и т. д.).
При подготовке к семинарскому занятию студенту полезно обратить внимание на повторение пройденного ранее учебного материала и при изучении новых вопросов опираться на ранее изученное.
Студентам рекомендуются следующие учебники и учебные пособия для подготовки к семинарским занятия (имеются в библиотеке университета):
Гольцов В. Б., Гальцев Ю. В., Озеров В. С., Канюков С. К., Канюкова Т. Е. Трудовое право. Учебное пособие для вузов. СПб: ИД Петрополис, 2007.
Гольцов В. Б., Озеров В. С. Трудовое право России. Учебник. Ханты-Мансийск: 2008.
Кайнов В. И., Нельговский И. Е., Озеров В. С. Трудовое право. Учебник. СПб: СПбГИЭУ, 2011.
Озеров В. С. Трудовое право. Блок А. Блок Б. Учебное пособие. СПб: СПбГИЭУ, 2009.
Озеров В. С. Трудовое право. Блок В. Блок Г. Учебное пособие. СПб: СПбГИЭУ, 2011.
Студенту нужно быть в курсе изменений в трудовом законодательстве и учитывать эти обстоятельства при пользовании нормативным материалом и юридической литературой, в том числе и учебной.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ