Методические указания

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению курсового проекта по деталям машин

(для студентов, обучающихся по направлению
"Инженерная механика")

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

"Машиноведение".

 

 

Луганск 2002


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

 




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению курсового проекта по деталям машин

(для студентов, обучающихся по направлению
"Инженерная механика")

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

"Машиноведение".

Протокол №5 от 6.02.2002 г.

 

 

Луганск 2002


УДК 621. 43.01

 

 

Методические указания к выполнению курсового проекта по деталям машин (для студентов, обучающихся по направлению "Инженерная механика")
/Сост.: В.В. Бурко, А.М. Каплун. - ВНУ, 2002. - __с.

 

     Приведены наиболее общие рекомендации по выполнению сборочных чертежей приводов, редукторов, рабочих чертежей отдельных типовых деталей с рассмотрением некоторых приёмов их исполнения. Использование изложенных материалов будет способствовать сокращению времени, затрачиваемого на поиск данных справочного характера.

 

 

     Составители:                                                  В. В. Бурко, к. т. н., доц.

                        

                                                                                  А. М. Каплун, к. т. н., доц.

 

     Отв. за выпуск                                               В. П. Шишов, проф.

 

     Рецензент                                                        В. А. Турушин, доц.

 


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В графическую часть курсового проекта входят: сборочные чертежи привода и редуктора, рабочий чертёж корпусной детали на форматах А1 и рабочие чертежи, как правило, 4 - 5 деталей (зубчатых и червячных колёс, валов, червяков, стаканов, крышек подшипников и др.) на форматах А3, А4.

К началу выполнения курсового проекта по деталям машин студенты машиностроительных специальностей имеют некоторый опыт в оформлении чертежей, накопленный при изучении машиностроительного черчения.

В связи с этим в настоящих методических указаниях акцентируется внимание только на основных положениях, рекомендациях и особенностях, необходимых для оформления чертежей приводов, редукторов и рабочих чертежей деталей при выполнении курсового проекта по дисциплине "Детали машин".

 

2. ОФОРМЛЕНИЕ СБОРОЧНОГО ЧЕРТЕЖА

Чертёж привода должен давать полную информацию о приводе в целом, его эксплуатационной характеристике, основных размерах, взаимной связи отдельных сборочных единиц и деталей, о присоединительных поверхностях и их размерах.

Чертёж привода в зависимости от его сложности выполняется в 2-3-х проекциях в масштабе уменьшения (1:2,5, 1:4, 1:5). 

Чертежи не следует загромождать мелкими деталями и элементами узлов. Допустимо сборочные единицы и детали привода изображать на чертеже упрощённо. Положения болтов, винтов, гаек показываются осевыми линиями, кроме тех, которыми отдельные узлы (электродвигатель, редуктор, корпуса подшипников приводного вала) крепятся к раме или плите. Эти болты и гайки (по одному из системы крепления электродвигателя, редуктора и приводного вала к раме) необходимо показывать подробно, а если масштаб не позволяет этого сделать, то их можно изображать на выносках в увеличенном масштабе.

Чертёж привода должен содержать:

1) изображение сборочных единиц; 

2) полное изображение рамы (плиты), к которой крепятся сборочные единицы;

3) габаритные размеры (длина, ширина, высота);

4) присоединительные и монтажные размеры (размеры опорных поверхностей, координаты крепёжных отверстий, расстояние между осями сборочных единиц);

5) технические требования к точности монтажа (допускаемые радиальные, угловые и осевые смещения валов);

6) техническую характеристику привода (действующие нагрузки, скорости движения, передаваемая мощность, крутящий момент на тихоходном валу, передаточное число). 

 

 

 

Рис. 1 Чертеж общего вида

 

 

На чертеже привода на полях линий-выносок записывают номера позиций сборочных единиц и деталей привода.

В спецификацию записывают сборочные единицы (редуктор, муфта, если не стандартные, рама или плита, приводной вал и другие детали) и стандартные изделия (электродвигатель, болты, гайки и шайбы, служащие для крепления сборочных единиц и электродвигателя к раме или плите).

На стр.6-7 дан пример оформления сборочного чертежа привода.

3. ОФОРМЛЕНИЕ СБОРОЧНОГО ЧЕРТЕЖА РЕДУКТОРА

Сборочный чертёж выполняется в трёх проекциях с необходимым количеством размеров, сечений и выносных элементов, дающих полное представление о габаритах, конструкции, назначении и взаимодействии деталей в процессе работы; сборке и разборке, регулировке зацеплений и подшипников; методе смазывания зацеплений и подшипников; количестве, контроле и сливе масла; технических характеристиках и технических требованиях.

На чертеже редуктора приводятся следующие данные:

1) габаритные размеры (длина, ширина, высота);

2) основные расчетные размеры передачи;

3) сопряженные размеры: диаметры валов и посадки зубчатых и червячных колес, шкивов, муфт, стаканов, подшипников, центрирующих буртиков крышек подшипников. Для посадок деталей на валы, а также стаканов, подшипников и крышек подшипников в корпуса необходимо применять буквенные обозначения.

Прямозубые колеса со шпонкой устанавливаются на вал по посадке .

Косозубые, конические или червячные колеса  или .

Шкивы и звездочки устанавливаются на вал при спокойной нагрузке по посадке , при умеренных толчках  или .

Подшипники качения устанавливается на вал при легком или нормальном режиме работы по посадке  или , при тяжелом режиме работы -  или . Посадка подшипников качения в корпус , .

Посадки стаканов в корпусе , крышек подшипников ;

4) присоединительные размеры: диаметры длины выступающих концов валов, размеров сечений шпонок на них или обозначение шлицев; размеры опорных плоскостей редуктора; диаметры и координаты отверстий, предназначенных для крепления редуктора к раме или плите; расстояние от осей валов до базовой опорной плоскости;

5) техническая характеристика редуктора: общее передаточное число, крутящий момент на тихоходном валу, частота вращения тихоходного вала;

6) технические требования к готовому редуктору.

 

 

 

Структура сборочного чертежа такая же, как и для сборочного чертежа привода.

На сборочном чертеже необходимо указать в соответствии со спецификацией номера позиций всех составных частей редуктора. Эти номера указывают на основных видах и разрезах и помещают на полках линий - выносок, проводимых от видимых изображений составных частей и заканчиваемых точкой, причем выноски и полки проводят тонкими линиями.

Номера позиций следует располагать параллельно основной надписи чертежа вне контура изображения и группировать их в колонку или строчку по возможности на одной линии.

Шрифт номеров позиций должен быть на один (два) размера больше, чем шрифт размерных чисел данного чертежа.

На сборочном чертеже необходимо выполнять разрезы по осям валов, а также местные сечения для креплений крышек смотрового люка, крышки редуктора с основанием, накладных подшипниковых крышек, отверстия под фундаментные болты, маслоуказателя, маслосливной пробки и т.п.

Сечения выходных валов следует выполнять в виде выносных элементов, как правило, в масштабе увеличения.

При разработке конструкции редуктора необходимо предусматривать выступающие части корпуса и крышки редуктора (на3….5 мм) для крепления накладных крышек подшипников, крышки смотрового люка, маслосливной пробки, маслоуказателя, а также для крепления основания редуктора к раме или плите.

Сборочный чертеж допускается выполнять с рядом упрощений. Болты, винты, гайки, шайбы (по одному из системы крепления) можно изображать упрощенно, но при этом необходимо показывать зазоры между стержнем болта (винта) и отверстием детали. Положения остальных болтов (винтов) намечают осевыми линиями.

Подшипники качения показывают в разрезе без сепаратора.

Допускается не изображать фаски на зубчатых колесах, крышках подшипниках, проточки на валах и т.п.

Фаски принято изображать только на концах валов.

Номера позиций указывают на выносных линиях. Их группируют в строчку или колонку по возможности на одной горизонтали или вертикали.

На стр.10-11 показан пример оформления сборочного чертежа редуктора.

 

4. СПЕЦИФИКАЦИЯ

Спецификация составляется к сборочному чертежу привода и сборочному чертежу редуктора на отдельных листах формата А4.

В общем случае она состоит из разделов, наличие которых определяется составом специфицируемого изделия.

В спецификацию вносят составные части, входящие в изделие, а также конструкторские документы, относящиеся к этому изделию.

Спецификация в учебном проекте состоит из разделов, которые располагаются в такой последовательности:

1. Документация (чертёж общего вида, расчётно-пояснительная записка);

2. Сборочные единицы (редуктор, сварная рама и др.);

3. Детали;

4. Стандартные изделия (крепёжные изделия, подшипники и др.).

Наименования каждого раздела указывают в виде заголовка в графе "Наименование" и подчёркивают.

В разделы "Стандартные изделия" запись производят по однородным группам (например: крепёжные изделия, подшипники качения и т.д.);
в пределах каждой группы - в алфавитном порядке наименований изделий (например: болты, винты, гайки и т.д.).

На стр. 12-16 показаны примеры оформления спецификаций к сборочным чертежам привода и редуктора.

5. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧИХ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ

Рабочие чертежи деталей в совокупности с техническими требованиями должны содержать все данные, определяющие форму, размеры, точность, шероховатость поверхностей, материал, термообработку, отделку и другие сведения, необходимые для изготовления деталей соответствующего качества и для проведения контроля.

Структура рабочего чертежа показана на рис. 2

 

Рис. 2. Структура рабочего чертежа

 





 


 


 

Изображение детали на чертеже должно содержать минимальное количество видов, разрезов и сечений, достаточное для выявления формы детали и простановки размеров.

Детали рекомендуется изображать в положении, удобном для чтения чертежа рабочим при его изготовлении, т.е. в положении, в котором деталь устанавливают на станке.

Например, детали, основную обработку которых производят на токарном станке (валы, колёса, шкивы, стаканы, крышки подшипников и т.п.), располагают так, чтобы их ось была параллельна основной надписи чертежа.

Деталь изображают с размерами, обозначениями шероховатости поверхностей, предельными отклонениями, допусками, отклонениями формы и расположения поверхностей деталей, которые она должна иметь перед сборкой.

Количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля детали.

Каждый размер следует приводить на чертеже лишь один раз. Дублирование размеров на чертежах – основная причина ошибок и брака при изготовлении.

Размеры элементов деталей, обрабатываемых совместно, заключают в квадратные скобки, а в технических требованиях записывают: "Обработку по размерам в квадратных скобках производить совместно с дет. №…".

Размерные числа на нескольких параллельных или концентрических линиях необходимо располагать в шахматном порядке.

Выбор параметров шероховатостей следует проводить с учётом назначения и эксплуатационных свойств поверхности рациональными методами обработки.

При нормировании шероховатости предпочтительно назначать параметр

Шероховатость поверхностей можно назначать, используя таблицу 1.

  Таблица 1












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: