технологические аспекты его деятельности
Один из подходов к определению системы (структуры) воспитательной работы классного руководителя представлен в схеме (по Л. К. Гребенкиной). Как следует из схемы, система работы классного руководителя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности.
|
Система воспитательной работы классного руководителя (схема) может рассматриваться как технологическая цепочка, реализующая один цикл воспитательной работы классного руководителя. Этот цикл начинается с педагогической диагностики и целеполагания и заканчивается педагогической диагностикой полученных результатов и постановкой новых целей и задач воспитательной работы.
Виды деятельности классного руководителя | Содержание деятельности |
Целеполагающая деятельность | Заключается в определении (выработке) целей и задач воспитания личности и ученической группы (коллектива) |
Диагностическая деятель ность | Состоит в изучении отдельного ученика и классной группы с целью выявления уровня воспитанности учащихся и сформированности коллектива, а также оптимизации воспита тельного процесса |
Прогностическая деятель ность | Связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы. Исходя из уровня актуального развития школьника и уровня развития ученической группы, классный руководитель определяет возможные достижения в процессе развития и саморазвития учащихся в конкретный временной период. Перспективы развития личности (ученической группы) могут быть отражены в модели личности школьника (ученического коллектива) |
Проектировочная деятель ность | Направлена на создание концепции и программы воспитательной работы классного руководителя, определение ее стратегии, направлений воспитательной работы |
Конструктивная деятель- ность | Предусматривает отбор видов и содержания воспитывающей деятельности, методов, форм, технологий воспитания; определяет направления планирования воспитательной работы |
Организаторская деятель- ность | Представлена организацией совместной деятельности классного руководителя и учащихся, а также других субъектов учебно-воспитательного процесса в классе, направленной на достижение поставленных целей |
Коррекционная деятель- ность | Направлена на изменение эмоционально-волевой сферы, личностных качеств учащихся, преодоление отклонений в их поведении, а также негативных явлений в жизни классной группы; предполагает также внесение корректив в воспитательную деятельность классного руководителя |
Рефлексивная деятельность | Анализ собственных действий, отношений, состояний с целью осознания успехов и причин неудач, совершенствование своей воспитательной деятельности |
|
|
|
|
Рассмотрим отдельные технологические аспекты воспитательной работы классного руководителя: целеполагание, планирование, педагогический анализ.
Целеполагание и планирование в работе классного руководителя
Важнейшими этапами в технологии воспитательной работы классного руководителя являются этапы целеполагания и планирования воспитательной работы. Целеполагание включает обоснование и выдвижение целей, определение путей их достижения, проектирование ожидаемого результата. Целеполагающая деятельность будет успешной при условии соблюдения требований: диагностичности, реальности, преемственности, согласованности, непротиворечивости целей, их направленности на результат. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.
|
В условиях конкретного класса могут реализоваться все типы целеполагания, но наиболее эффективным является тип свободного целеполагания. Классный руководитель осуществляет также постановку задач воспитания. Как известно, понятия «цель» и «задачи» соотносятся как целое и часть. При таком подходе задача есть выражение цели, а цель воспитания - это система решаемых педагогических задач. Кроме того, задачи могут рассматриваться в качестве главных путей достижения целей.
Еще один подход к установлению взаимосвязи целей и задач предложил ученый-педагог В. П. Беспалько. Он условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализацию ее с помощью конкретных действий и средств. Например, если цель воспитательной работы классного руководителя формулируется как «развитие творческих способностей учащихся», то «развитие творческих способностей учащихся через организацию деятельности литературного кружка» может рассматриваться уже как задача воспитания. В целом разграничение воспитательных целей и задач в работе классного руководителя имеет относительный характер. Процесс целеполагания достаточно длительный по времени и осуществляется в соответствии с общей технологией целеполагания в воспитательном процессе (см. таблицу). В теории и методике воспитания предложен (Л. В. Байбародова, М. И. Рожков) алгоритм целеполагания как вида деятельности классного руководителя (см. схему).
В условиях конкретного класса могут реализоваться все типы целеполагания, но наиболее эффективным является тип свободного целеполагания. Классный руководитель осуществляет также постановку задач воспитания. Как известно, понятия «цель» и «задачи» соотносятся как целое и часть. При таком подходе задача есть выражение цели, а цель воспитания - это система решаемых педагогических задач. Кроме того, задачи могут рассматриваться в качестве главных путей достижения целей.
Еще один подход к установлению взаимосвязи целей и задач предложил ученый-педагог В. П. Беспалько. Он условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализацию ее с помощью конкретных действий и средств. Например, если цель воспитательной работы классного руководителя формулируется как «развитие творческих способностей учащихся», то «развитие творческих способностей учащихся через организацию деятельности литературного кружка» может рассматриваться уже как задача воспитания. В целом разграничение воспитательных целей и задач в работе классного руководителя имеет относительный характер. Процесс целеполагания достаточно длительный по времени и осуществляется в соответствии с общей технологией целеполагания в воспитательном процессе (см. таблицу 7). В теории и методике воспитания предложен (Л. В. Байбародова, М. И. Рожков) алгоритм целеполагания как вида деятельности классного руководителя (см. схему).
|
|
|