Система работы классного руководителя с группой учащихся

      технологические аспекты его деятельности

 Один из подходов к определению системы (структуры) воспитательной работы классного руководителя представлен в схеме (по Л. К. Гребенкиной). Как следует из схемы, система работы классного руководителя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности.

Формирование личности; духовное, умственное и физическое развитие каждого ученика, его становление как гражданина  
Дадим их краткую характеристику с учетом специфики работы классного руководителя (см. таблицу).

 

 


Система воспитательной работы классного руководителя (схема) может рассматриваться как технологическая цепочка, реализующая один цикл воспитательной работы классного руководителя. Этот цикл начинается с педагогической диагностики и целеполагания и заканчивается педагогической диагностикой полученных результатов и постановкой новых целей и задач воспитательной работы.

 

 


Виды деятельности классного руководителя Содержание деятельности  
Целеполагающая деятельность   Заключается в определении (выработке) целей и задач воспитания личности и ученической группы (коллектива)  
Диагностическая деятель ность   Состоит в изучении отдельного ученика и классной группы с целью выявления уровня воспитанности учащихся и сформированности коллектива, а также оптимизации воспита тельного процесса  
Прогностическая деятель ность   Связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы. Исходя из уровня актуального развития школьника и уровня развития ученической группы, классный руководитель определяет возможные достижения в процессе развития и саморазвития учащихся в конкретный временной период. Перспективы развития личности (ученической группы) могут быть отражены в модели личности школьника (ученического коллектива)  
Проектировочная деятель ность   Направлена на создание концепции и программы воспитательной работы классного руководителя, определение ее стратегии, направлений воспитательной работы  
Конструктивная деятель- ность   Предусматривает отбор видов и содержания воспитывающей деятельности, методов, форм, технологий воспитания; определяет направления планирования воспитательной работы
Организаторская деятель- ность   Представлена организацией совместной деятельности классного руководителя и учащихся, а также других субъектов учебно-воспитательного процесса в классе, направленной на достижение поставленных целей  
Коррекционная деятель- ность   Направлена на изменение эмоционально-волевой сферы, личностных качеств учащихся, преодоление отклонений в их поведении, а также негативных явлений в жизни классной группы; предполагает также внесение корректив в воспитательную деятельность классного руководителя
Рефлексивная деятельность Анализ собственных действий, отношений, состояний с целью осознания успехов и причин неудач, совершенствование своей воспитательной деятельности

 

Рассмотрим отдельные технологические аспекты воспитательной работы классного руководителя: целеполагание, планирование, педагогический анализ.

 



Целеполагание и планирование в работе классного руководителя

Важнейшими этапами в технологии воспитательной работы классного руководителя являются этапы целеполагания и планирования воспитательной работы. Целеполагание включает обоснование и выдвижение целей, определение путей их достижения, проектирование ожидаемого результата. Целеполагающая деятельность будет успешной при условии соблюдения требований: диагностичности, реальности, преемственности, согласованности, непротиворечивости целей, их направленности на результат. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

типы целеполагания
Условно выделяют (Л. В. Байбародова и другие) три типа целеполагания (см. схему).

 

 

 


В условиях конкретного класса могут реализоваться все типы целеполагания, но наиболее эффективным является тип свободного целеполагания. Классный руководитель осуществляет также  постановку задач воспитания. Как известно, понятия «цель» и «задачи» соотносятся как целое и часть. При таком подходе задача есть выражение цели, а цель воспитания - это система решаемых педагогических задач. Кроме того, задачи могут рассматриваться в качестве главных путей достижения целей.

Еще один подход к установлению взаимосвязи целей и задач предложил ученый-педагог В. П. Беспалько. Он условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализацию ее с помощью конкретных действий и средств. Например, если цель воспитательной работы классного руководителя формулируется как «развитие творческих способностей учащихся», то «развитие творческих способностей учащихся через организацию деятельности литературного кружка» может рассматриваться уже как задача воспитания. В целом разграничение воспитательных целей и задач в работе классного руководителя имеет относительный характер. Процесс целеполагания достаточно длительный по времени и осуществляется в соответствии с общей технологией целеполагания в воспитательном процессе (см. таблицу). В теории и методике воспитания предложен (Л. В. Байбародова, М. И. Рожков) алгоритм целеполагания как вида деятельности классного руководителя (см. схему).

В условиях конкретного класса могут реализоваться все типы целеполагания, но наиболее эффективным является тип свободного целеполагания. Классный руководитель осуществляет также постановку задач воспитания. Как известно, понятия «цель» и «задачи» соотносятся как целое и часть. При таком подходе задача есть выражение цели, а цель воспитания - это система решаемых педагогических задач. Кроме того, задачи могут рассматриваться в качестве главных путей достижения целей.

Еще один подход к установлению взаимосвязи целей и задач предложил ученый-педагог В. П. Беспалько. Он условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализацию ее с помощью конкретных действий и средств. Например, если цель воспитательной работы классного руководителя формулируется как «развитие творческих способностей учащихся», то «развитие творческих способностей учащихся через организацию деятельности литературного кружка» может рассматриваться уже как задача воспитания. В целом разграничение воспитательных целей и задач в работе классного руководителя имеет относительный характер. Процесс целеполагания достаточно длительный по времени и осуществляется в соответствии с общей технологией целеполагания в воспитательном процессе (см. таблицу 7). В теории и методике воспитания предложен (Л. В. Байбародова, М. И. Рожков) алгоритм целеполагания как вида деятельности классного руководителя (см. схему).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow