Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце

1. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЦЕЛЬ

Запоминание:... (обучение, опыт, мотив, информирование, способ­ность)

2. Образец: ПСИХИКА: ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Память:... (воспроизведение, сознание, отражение, сохранение)

Задача № 21

Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более продуктивно сохраняет образный материал, другие — словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот, и другой. Определите в приведенном списке, где речь идет о наглядно-образном, словесно-логическом (-абстрактном) и промежуточном типах памяти.

1. Сталевары помнят множество оттенков красного цвета;

2. математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы;

3. продавец помнит цены и вид продукта определенного веса;

4. студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу;

5. закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика;

6. живописец помнит сочетания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости;

7. жители северных районов помнят разные «цвета белого снега»;

8. музыкант по слуху может наиграть любую мелодию;

9. пожилой учитель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков;

1. учитель-литератор знает на память огромное количество стихотворений;

2. полиглот свободно владеет 12 языками;

3. читатель, случайно захлопнувший книгу, легко находит место, на котором остановился;

4. приехав вторично в малознакомый город, человек представляет себе дорогу к нужному месту.

Задача № 22

Проанализируйте следующие тексты. Что в них правильно, что спорно, что неверно и почему? Какие теоретические концепции стоят за этими мнениями?

1. Мы не привыкли считать память социальным актом. Прежние психологи описывали память непосредственно после ощущения и восприятия. Память считалась индивидуальным актом. Бергсон допускает, что отдельный человек обладает памятью. Я так не считаю. Один человек не обладает памятью и в ней не нуждается. Для изолированного человека воспоминание бесполезно, и Робинзону совсем ни к чему вести дневник на своем острове. Если же он все-таки ведет его, то только потому, что он надеется вернуться к людям. Память – это в первую очередь социальная функция.

2. Процесс памяти сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов. Свидетельством этому является известный житейский прием завязывания узелка на память.

3. Запоминание – процесс, подчиненный принципу целостности, первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

Задача № 23

Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций.

1. Народная мудрость гласит: пустая голова не думает.

2. Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной ре­альности.

3. Хорошая память — основа обучения.

4. Чем человек умней, тем лучше его память.

5. Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума.

6. Любая научная работа делает память лучше.

7. Если человек утрачивает память, он теряет ум.

8. Без памяти человек перестает быть личностью.

9. Благодаря памяти человек становится человеком.

10. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом.

 

Тема 4. Мышление

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

2. Мышление и чувственное познание.

3. Основные мыслительные операции.

4. Мышление как деятельность.

5. Классификации видов мышления.

6. Понятие об интеллекте.

7. Развитие мышления.

8. Когнитивные стили.

Литература:

1. 1. Алферов А.Д. Интеллект. Умственное развитие //Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебн.пособие. – Ростов н/Д., 2000. – С. 241- 268.

2. 2. Гальперин П.Я. О формировании творческого мышления //Школьный психолог – 1999. - № 8. – С.9.

3. 3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

4. 4. Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология речи и мышления //Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка: Учебн.пособие. – М., 2000. – С. 49-55.

5. 5. Когнитивная психология. М., 2001.

6. 6. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.

7. 7. Мышление //Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М., 2000. – С. 74-90..

8. 8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Рн/Д, 1999.

9. 9. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2007

10. 10. Холодная М.А. Психология интеллекта. М., 2003

11. 11. Холодная М.А. Когнитивные стили. М., 2008.

Практические задания

1. Конспектирование статьи Гальперин П.Я. «Формирование умственных действий» // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1981. – с.78-86.

2. Аннотирование работы Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1968.

3. Составление таблицы «Качества мышления».

4. Составление схемы «Виды мышления».

5. Написание реферата «Основные условия развития творческого мышления».

6. Решение задач:

Задача № 24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: