Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение.
Правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, её оформление в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера.
Поэтому правотворческая деятельность современных цивилизованных государств должна осуществляться на базе общих основополагающих принципов, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. К их числу относятся:
1) демократизм, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности, причем исключительное право издавать законы принадлежит высшему представительному органу государства или непосредственно народу (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ);
2) законность и конституционность, означающие строгое и неуклонное следование конституции и законам в процессе правотворческой деятельности, соблюдение регламента законодательных органов, процедуру обсуждения, порядка опубликования актов, соблюдение строгой иерархии, профессионализм, проявляющийся в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса, гуманизм, выражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан;
3) научный характер, что обозначает необходимость отображения правотворчеством реальных потребностей общественного развития при принятии, отмене, изменении нормативных актов;
4) принцип постоянного технического совершенства нормативно-правовых актов, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее аффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.
Юридическая техника - совокупность правил, приемов и способов подготовки, составления и оформления юридических документов, их систематизации и учета.
Основной задачей юридической техники является повышение действенности права за счет логичности рассуждения и прочности доказательства, а также повышение эффективности правоприменительной деятельности по средствам обеспечения юридической стабильности в обществе.
При выработке правовых норм, издании нормативных актов и их систематизации в целях обеспечении совершенства законодательства используется ряд правил. Эти правила, приемы и средства составляют законодательную (нормотворческую) технику. А в совокупности с правилами, средствами и приемами формулирования и обработки отдельных правовых актов они образуют юридическую технику, которая тесно связана с организацией лексико-юридического материала, его синтаксической структурой и семантикой. Юридическая техника свидетельствует об уровне юридической культуры законодателя, обуславливает соблюдение законности и эффективность права. При издании нормы должны быть так сформулированы и изложены, чтобы воля законодателя была ясной и доступной, а ее истинный смысл не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было двусмысленности и пробельности актов. Юридическая техника как раз и направлена на организацию правового материала, его внешнее изложение.
Правила законодательной техники:
1) внешнее оформление нормативно-правовых актов: реквизиты, отражающие их юридическую силу; предмет регулирования, сфера действия и т.д.;
2) содержание нормативно-правовых актов: предмет регулирования, отсутствие пробелов, а также всевозможных исключений и отсылок; структура нормативно-правовых актов должна отражать специфику регулируемых общественных отношений и преследовать цели удобства пользования нормативно-правовыми актами;
3) структура нормативно-правовых актов: преамбула; части; параграфы; статьи; пункты, то есть вводная часть, общие правила и далее конкретные правила поведения и их детализация;
4) правила и приемы изложения самого текста норм права, то есть язык нормативно-правового акта, поскольку право способно воздействовать на волю и сознание людей только с помощью языка, так как он служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний, с его помщью мысль законодателя выражается вовне.
Требования к законодательной технике:
а) соответствие сути и содержания правовых решений общим принципам и направления законодательной политики, потребностям общества;
б) учет существующих в стране возможностей для проведения оформляемого в законодательном порядке решения в жизнь;
в) строгое соответствие юридических решений принципам права и общечеловеческим требованиям;
г) разработка нормативно-правовых актов, обладающих достаточной эффективностью и не противоречащих друг другу.