Форма – внешнее выражение сущности и содержания гос-ва.
ФОРМА ГОС-ВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму гос-го устройства и форму гос-го режима.
Форма гос-ва показывает особенности устранения и функционирования гос-в. Она включает в себя три института: форма правления, форма гос-го устройства и гос-венный режим. Под формой гос-ва понимают организ-ю гос-ной власти и её устройство. Форма гос-ва проливает свет на то, как организованна власть в гос-ве, какими органами представлена, порядок образования органов. От того, как организованна власть, зависит эффективность гос-го руководства. Форма гос-ва выступает в разных аспектах:
n порядок образования и организ-я высших органов гос-ной власти
n это способ территориального устройства
n это приёмы и методы осущ-я гос-ной власти
Различают монархии, парламентарные и президентские республики, унитарные и федеративные гос-ва, демократические и антидемократические политические режимы.
Все формы гос-ва - это внешнее выражение системы органов гос-ва, их деятельности, взаимоотн-й между основными элементами этой системы, в первую очередь между ее высшими и местными звеньями.
Гос-ва одного истор-го типа имеют многообразие форм, так как один и тот же господствующий класс в различных странах, на разных этапах может использовать разнообразные формы гос-ва. Обобщенно соотн-е типа гос-ва и его форм может быть выражено в двух вариантах: 1) один тип гос-ва не исключает многообразие форм; 2) одна форма гос-ва используется в гос-вах разных исторических типов. Сохранение одной формы гос-ва при смене его типа не означает, что в этой форме не происходит никаких изменений. Рабовладельческие, феодальные и буржуазные республики - это одна форма правления с весьма значительными различиями, ибо используются разными социальными силами и в разных условиях.
Вопрос выбора форм гос-ва существенно важен не только для тех сил, которые с помощью гос-ва организуют свое господство (лидерство), осущ-ют гос-венную власть. Он важен для всех социальных слоев общ-ва. Монархия или республика, их конкретные разновидности, унитарное или федеративное гос-венное устройство, демократические или антидемократические методы осуществление власти - выбор конкретных форм гос-ва предопределяет сис-му гос-х органов, принципы их организации и деятельности, а тем самым отражаются в жизни общ-ва в правовом и фактическом положении граждан, затрагивают их интересы.
На выбор новых и изменение существующих форм гос-ва оказывают влияние разные внутренние и внешние факторы, включая ступень и своеобразие экономического развития, уровень культуры, особенно полит-й, опыт других стран, их влияние и даже вмешательство во внутренние дела других гос-в.
Влияние внешних факторов на формы гос-ва может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях.
Фактором влияния на формы гос-ва может быть и географическое положение страны, ее размеры, национальный состав населения, особенности соц-ной структуры общ-ва, религия.
Форма правления: понятие и классификация.
Форма правления представляет собой стр-ру высших органов гос-ной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Формы правления дает возможность уяснить, что:
1. как создаются высшие органы гос-ва, и каково их строение.
2. как строятся взаимоотношения между высшими и другими органами.
3. как строятся отношения между высшими органами и гражданами страны.
4. в какой мере организ-я высших органов гос-ва позволяет обеспечить права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы гос-го правления подразделяются на:
- монархические
1. абсолютные
2. конституционные
3. наследственные
- республиканские (высший орган власти избирается)
- смешанные.
Монархия.
Основные признаки монархии:
1) существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно;
2) наследственный порядок преемственности гос-ной власти;
3) монарх представляет гос-во по своему усмотрению, ему не нужно мандатов и полномочий;
4) юр безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общ-ва, а при феодализме стала основной формой правления.
Виды монархий:
Абсолютная монархия: Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Саудовская Аравия – возникновение абсолютизма связано с зарождением буржуазных отн-й. Существенная черта – ликвидация или полный упадок сословных представ-х учреждений. В подчинении монарха – армия, полиция, весь демократический аппарат. На этом этапе власть в центре и на местах принадлежит чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Гос-венное вмешательство в частную жизнь получает юридическое закрепление. На рубеже XVII – XVIII веков Россия – абсолютная монархия, до революции была Франция.
Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха ограничена законом и представительным органом. Обычно это ограничение опред-ся в конституции, которая утверждается парламентом. Монарх не имеет права менять конституцию (Англия, Дания, Испания, Норвегия).
Конституционная монархия бывает:
- парламентарной
- дуалистической (власть разделена между парламентом и правительством)- Германия с 1871 по 1918, сейчас в Марокко.
В некоторых гос-вах монарх возглавляет религиозное управление страной – теократическая гос-во. (ОАЭ, Иран, Ирак).
Парламентарная монархия (Бельгия, Канада):
1. Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент.
2. Лидер партии, обладающий наибольшим количеством мест, становится во главе правительства.
3. Власть монарха отсутствует в испол-й, закон-й и судебной сферах. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь подписываются монархом.
4. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом.
Республика.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
— существование единоличного и коллегиального главы гос-ва.
— выборность на определенный срок главы гос-ва и других верховных органов гос-ной власти.
— осуществление гос-ной власти не по своему велению, а по поручению народа.
— юр ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом.
— обязательность решений верховной гос-ной власти на территории всей страны.
Республиканская форма правления оформилась в Афинском гос-ве. По мере дальнейшего развития она насыщалась демократическими процедурами.
Виды республик:
1. Республика Советов (принцип разделения гос-ной власти).
2. Парламентская республика (правительство несет ответственность перед парламентом).
3. Президентская республика.
Высшей формой парламентского контроля над испол-й властью является избрание или назначение главы гос-ва парламентом. Процедура избрания главы гос-ва в современных парламентских республиках неодинакова. В Германии президент избирается федеральным собранием, входящим в Бундестаг. В Италии президент республики избирается членами обеих палат на их общем заседании. При этом в выборах президента участвуют по три депутата от каждой области (их избирают местные советы). В Австралии – всеобщее, прямое избирательное право.
Глава гос-ва в парламентской республике обладает следующими полномочиями:
- обнародует законы;
- издает декреты;
- верховный главнокомандующий.
Парламентские республики: ФРГ, Австрия, Индия, Италия, Швейцария, Испания, Ирландия.
Черты президентской республики:
1. Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.
2. Ответственность правительства не перед парламентом, а перед президентом.
3. Более широкие полномочия главы гос-ва по сравнению с парламентской республикой.
Президентские республики: США, Франция.
Разнообразие президентских республик в том, что в одних странах президент совмещает полномочия главы гос-ва и главы правительства (Франция, Россия).