ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОС-ВА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: 1) неолитическая революция - это переход от присваивающей экономики к производящей; 2) общественное разделение труда - выделение земледелия, скотовдства и ремесла; 3) рост производящего труда; 4) избыточный продукт; 5) появление частной собственности; 6) социальное неравенство - деление общества на классы. СОЦИАЛЬНЫЕ: 1)происходит переход от родовой общины к соседской; 2) классовая дифференциация общества; 3) ведение войн; 4) религия. Родоплеменная организация власти была не приспособлена управлять обществом, в к-ом интересы индивиды стали несовместимы, требовался другой властный орган, к-ый смог бы обеспечить преимущество одних членов общества, за счет других, такой организацией, выделившейся из общества, стало гос-во. ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОС-ВА: 1) афинская; 2) римская; 3) древнегерманская; 4) азиатская (восточная).
Плюрализм взглядов на происхождение государства. Анализ основных теорий происхождения государства.
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ, ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА, НАСИЛИЯ)
|
|
1. Теологическая теория различается в разных религиях. Основная идея –всякая власть от Бога. В христианстве этот постулат сформулирован апостолом Павлом. Но, напр., для Древнего Египта и императорского Рима характерно обожествление императора. В христианстве эта идея неприемлема. Более того, Фома Аквинский даже обосновывает право народа на свержение монарха. С его точки зрения в формуле «всякая власть от бога» имеется в виду лишь абстрактная власть, а не власть конкретного монарха. Если монарх угнетает своих подданных-христиан, народ вправе его свергнуть для установления христианской власти.
2. Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель. Платон власть монарха сравнивает с властью отца над членами семьи. Патриархальная теория получила свое развитие в XVII в. в сочинении Р. Филмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от Бога «патриархом», а затем передачу ее уже своим потомкам – королям.
3. Договорная теория(теория общественного договора) получила распространение в XVII–XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Гоббс признавал естественные права человека, но полагал, что первоначальным, «естественным состоянием общества» была «война всех против всех», хаос, в котором «человек человеку волк». Поэтому люди, дабы обеспечить свою безопасность, передали все свои права государю. Власть государя безгранична. Локк полагал, что люди вовсе не передали государю своих прав, а напротив избрали его для защиты этих прав. С точки зрения Руссо, общественный договор – это лишь необходимая юрид. фикция, некая общая воля народа, которой должно следовать гос-во. Причем общая воля – это не воля большинства, она формируется наиболее развитой в нравственном отношении частью общества. 4.Теория насилия во второй половине XIX в. разрабатывалась в Австрии социальным дарвинистом Л. Гумпловичем и в Германии социал-демократом К. Каутским. Причину происхождения гос-ва они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Победители властвуют, побежденные становятся подвластными. Гос-во – это естественно (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы.
|
|
Понятие, признаки и сущность гос-ва.
ГОСУДАРСТВО - особая политическая организация общества, к-ая распространяет власть на все население в пределах территории, издает общеобязательные нормы, имеет специальный аппарат управления и принуждения, взимает налоги и обладает суверенитетом. ПРИЗНАКИ ГОС-ВА: 1. Территория; 2. Аппарат управления и принуждения- это особый слой людей, к-ые выполняют властные и управленческие функции. 3. суверенитет - это независимость гос-ва внутри страны и во внешних отношениях. 4. наличие системы права; 5. наличие финансовой и налоговой системы. СУЩНОСТЬ - это главное определяющее устойчивое закономерное явление; раскрыть сущность гос-ва, значит выявить кто главное определяющее, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, выяснить почему общество не может существовать и развиваться без гос-ва.
Понятие и признаки государственной власти. Отличие государственной власти от власти в первобытном обществе.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - это концентрированное выражение воли и сылы гос-ва, воплощенное в государственных органах и учреждениях. ПРИЗНАКИ: 1. верховенство - это обязанность для всех кто находиться на территории данного гос-ва; 2. независимость; 3. легитимность - это формирование власти на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.
Единство государственной власти и ее разделение на «ветви».
Государственная власть в своей основе едина. Ее единство определяется прежде всего тем, что в демократическом обществе и государстве единым и единственным источником такой власти является народ, а сама эта власть как форма народовластия представляет собой ее способность организовать и регулировать общественную жизнь в соответствии с волей и интересами суверенного народа. Единству государственной власти не противоречит принцип разделения властей, суть его заключается в такой организации государственной власти, к-ая предполагает ее разделение на 3 самостоятельных, полноценных и полновесных ветвей власти с целой системой сдержек и противовесов от произвола любой ветви власти.