Понятие формы права. Соотношение понятий «форма права» и «источник права»

Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права:

1. Нормативный-правовой акт 2. Судебный прецедент 3. Правовой обычай 4. Принцип права 5. Правовая доктрина 6. Нормативный договор 7. Деловое обыкновение

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Некоторые исследователи предлагают четко различать форму и источник права. С этой точки зрения, источник права представляет собой деятельность государственных органов по формированию правовых норм; сами же акты, содержащие юридические нормы, являются различными формами права.

 

 

Нормы (источники) права в юрдическом смысле: понятие разновидности.

Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле: естественное право; нормативный правовой акт; нормативный договор; правовой прецедент (судебный или административный прецедент); правовой обычай; религиозные догмы; правовая доктрина; принцип права; правосознание

 

Нормативный правовой акт – важнейший источник права РФ

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ - письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Является основным источником права в РФ.

Признаки нормативных правовых актов: нормативный характер; это правовой акт; является результатом правотворчества; общеобязательность; оформление в виде официального документа; определённый порядок группировки правовых норм

 Важнейшим св-вом НПА явл. наличие юр. силы, кот. проявляется в обязательности исп-ия предписаний, содержащихся в НПА-е, в обеспеченности возможностью применения гос-го прнуждения и в их иерархии.

Виды: по предмету рег-ия: акты, рег-ие уголовно-правовые отн-я; акты, рег-ие гражданско-правовые отн-я, акты, рег-ие адм-правовые отн-я.

По субъекту издания: акты органов гос-ва; санкционнированые гос-ом, акты общ-ых организаций; акты органов самоупр-ия; акты непосредственного волеизъявления народа(референдум).

По юр. силе: законы; подзаконные нормативные акты.

 

Правовой прецедент: его недостатки и достоинства

Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть Подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.

Достоинства: Во-первых, это стабильность правовых позиций при их постепенном эволюционировании. Во-вторых, прецедентный подход позволяет судебной власти занять достойное место в системе разделения властей, существующей в демократическом обществе. В-третьих, прецедентная система позволяет существенно снизить влияние на судей различных внешних факторов - административного давления, коррупции и т.п.

1. прецедент — это результат логики и здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

2. прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;

3. прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:

1. прецедент не имеет того авторитета, а следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному акту;

2. прецедент допускает возможность произвола;

3. объем действия прецедента не определен.

 

 

Закон: понятие, признаки, виды

Закон - это акт верховной власти в государстве, обладающий высшей юридической силой. Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

- обладание высшей юридической силой. Это означает, что закону должны соответствовать все другие правовые акты;

- по своему источнику закон - акт, непосредственно выражающий общую государственную волю;

- по своему содержанию закон - правовой акт, посвященный основным вопросам жизни государства;

- по своему значению закон - это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

- это правовой акт, который принимается в особом порядке.

Классификация законов может производиться по различным основаниям:

- по их юридической силе (федеральные конституционные, федеральные, субъектов федерации);

- по субъектам законотворчества (принятие в результате референдума или органом, соответствующей государственной власти);

- по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

- по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);

- по внешней форме выражения (конституция, кодекс, постановление, положение, регламент, устав, закон).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: