· помощь детям в адаптации к детскому саду, группе;
· проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;
· определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;
· диагностика игровой деятельности детей;
· организация и регулирование взаимоотношений детей со взрослыми;
· диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).
Формы работы с родителями
· психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребенком);
· развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;
· снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;
· обучение родителей методам и приемам организации совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
· ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов (внимание, память);
· обеспечение высокого уровня подготовки детей к школе.
Формы работы с педагогами
· подготовка и проведение педагогического консилиума;
· индивидуальное и групповое консультирование;
· подготовка и выступление на педсоветах, методических объединениях;
· повышение психологической компетенции педагогов.
1. Психопрофилактическая работа | ||
№ пп | Цель | Виды деятельности |
1.1 | Создание условий для полноценного психического развития детей | - Оказание помощи в период адаптации - Составление рекомендаций по взаимодействию с трудноадаптируемыми детьми - Изучение медицинских карт для определения направлений индивидуальной работы - Составление рекомендаций по предупреждению деструктивного поведения у детей Совместное обсуждение индивидуальных маршрутов сопровождения детей, нуждающихся в психокоррекции. |
2. Психодиагностическая работа | ||
2.1 | Психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, создания программ индивидуальной работы | - Исследование адаптационных способностей при поступленни в детский сад - Определение «проблемных зон» у вновь прибывших детей по технологии Г.А. Прохоровой - Выявление детей в “группы риска” - Подбор детей для подгрупповой работы - Изучение психофизиологических особенностей детей, их интересов, склонностей к методам: 1) наблюдение; 2) анализ детской продуктивной деятельности; 3) тесты |
2.2. | Диагностика эмоциональной сферы ребенка, выявление дисгармоничного поведения | - Изучение эмоционального состояния ребенка по проективному тесту «Дорога из дома в детский сад» - Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим мет. ЦТО - Тест «Беседа» И.Н. Агафоновой - Исследование эмоционального отношения к школе – коллаж «Я в школе» Исследование эмоционального состояния ребенка по проективному тесту “Я в детском саду” |
2.3. | Диагностика развития психических процессов у детей | - Определение уровня развития психических процессов у детей по составленному пакету тестовых методик - Индивидуальная диагностика детей с отставанием в развитии по согласованию с другими специалистами - Диагностика готовности к школе. Скорректированная программа по С.Д. Забрамной, О.В. Боровик, И.Н. Агафоновой |
2.4. | Диагностика коммуникативной сферы ребенка, выяснение причин нарушения общения | - Диагностика межличностных отношений по методике “Секрет” |
3. Развивающая и сопровождающая работа
| ||
3. | Изучение индивидуальных особенностей общения детей | - Наблюдение за детьми в игровое время с целью выявления: 1) дезадаптантов 2) имеющихся трудностей при межличностном общении; 3) тревожных детей; 4) отслеживания применяемых детьми навыков в рабочей обстановке; 5) вариативности эмоционального фона 6) креативных детей 7) работоспособности 8) навыков позитивного социального поведения у каждого ребенка. - Наблюдение за эмоциональными проявлениями в различных ситуациях |
Раздел 2. Содержательный раздел
Часть, формируемая организацией
2.2.1. Обоснование выбора парциальных программ
Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет.
В силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность, но данный период сенситивен для приобщения детей к культуре безопасности. В этой связи на протяжении всего дошкольного детства сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в раках семьи и дошкольной образовательной организации: обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и выбор оптимальных методов, содержание работы по формированию культуры на каждом возрастном этапе. Программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» предлагает пути решения указанных задач.
Воспитание культуры безопасности является педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, поэтому понятие «культура безопасности» может быть положено в основу построения образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа.
Программа «Добро пожаловать в экологию!» отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение. В основе её лежит практико-ориентированная исследовательская познавательная деятельность по освоению детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Интегративный принцип является ведущим.
Особенности этих методов заключаются в том, что они построены на совместном творчестве педагога и ребенка, нетрадиционны, стимулируют познавательную и творческую активность детей в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.