Характеристика парциальных программ и технологий.
Программа «Физическая культура – дошкольникам».
(Автор: Л. Д. Глазырина).
Цель программы – оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Отличительной особенностью программы является своеобразие ее структуры. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания – массаж, закаливание, физические упражнения.
Для каждой возрастной группы (с первой по старшую) в программе представлены подробные методические рекомендации.
Для реализации оздоровительного направления предусматривается специальная система методов и приемов: широкое использование естественных факторов природы; хороший гигиенический уход; четко организованный режим дня; массаж в игровых формах («погладим наши ручки», «разомнем наши пальчики»); купание в бассейне и пребывание детей в сауне; физические упражнения для формирования осанки, развития органов дыхания, отдельных двигательных качеств (гибкости, ловкости, выносливости, силы, координации, психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).
|
|
Для реализации воспитательного направления в процессе занятий педагогу рекомендуется подбирать физические упражнения, способствующие проявлению у детей терпения, выносливости, уверенности, разумной смелости, а также создавать условия для проявления положительных эмоций, развития инициативности и самостоятельности.
Использование средств физической культуры в образовательных целях позволяет ребенку познавать окружающий мир и способствует формированию двигательных умений.
Содержание занятий образовательного направления приближено к природным явлениям, которые окружают ребенка. Например, для детей среднего возраста предлагаются занятия «Здравствуй, февраль!», «Встреча с осенью» и т. д. Чтобы дети легче усваивали строевые упражнения, рекомендуется использовать разноцветные линии. Например, для построения в шеренгу – чертить зеленую линию, в колонну – белую, в круг – красную. Повышению интереса к занятиям физическими упражнениями способствуют сюрпризные моменты. Помимо традиционного инвентаря рекомендуется нетрадиционный – различные предметы (стулья, веревочки, детские зонтики, бумажные листики и т. д., природный материал, овощи и фрукты.
Занятия проводятся не только на спортивной площадке детского сада и в спортивном зале, но и в парке, в бассейне, в музыкальном зале.
|
|
В программе большое внимание уделяется общению педагога с детьми во время занятия. Педагог использует не команды, а обращения к детям: «Ребята, подойдите ко мне», «Повернитесь направо». Чтобы формировать у дошкольников осознанное отношение к основным движениям, педагог использует объяснение: «Чтобы мышцы на ногах были красивыми и упругими, нужно выполнять прыжковые упражнения»,
Для каждой возрастной группы определены анатомо – физиологические особенности детей.
В программе представлено годовое планирование физических упражнений для каждой возрастной группы и даны методические рекомендации для их выполнения.
К программе «Физическая культура – дошкольникам» прилагаются учебно – методические пособия для педагогов, работающих с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана на воспитателей и на руководителей физического воспитания.
Программа развития двигательной активности
И оздоровительной работы с детьми 4 – 7 лет.
(Автор: В. Т. Кудрявцев).
Данная программа является разделом образовательного проекта «Рекорд – Старт».
В программе представлены: краткая характеристика физического и психического развития воспитанников, перечень упражнений, способствующих приобщению к физической культуре, и формы оздоровительной работы.
Приобщение к физической культуре происходит посредством использования в работе с детьми:
1. упражнений и заданий на развитие основных движений, на принятие и сохранение позы;
2. упражнений и заданий на развитие мелких мышц руки, мимики лица;
3. спортивных и музыкально – ритмических упражнений;
4. подвижных игр, игр – аттракционов.
Развивающими формами оздоровительной работы являются:
1. закаливание;
2. дыхательная и звуковая гимнастика;
3. упражнения для формирования и коррекции осанки;
4. упражнения для профилактики плоскостопия;
5. психогимнастика.
Формами организации оздоровительной работы являются: физкультурные занятии (фронтальные и индивидуальные, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика (традиционная и нетрадиционная – дыхательная, звуковая, двигательно – оздоровительные «физкультминутки», физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион, спортивные праздники, дни здоровья, оздоровительные процедуры в бассейне.
В помощь педагогам ДОУ вышло программно – методическое пособие «Развивающая педагогика оздоровления», в котором дана общая характеристика программы, предложены варианты заданий, упражнений, игр, формы оздоровительно – развивающей работы с ослабленными детьми.
Программа рассчитана на воспитателей и на РФВ.
Программа «Здоровье»
(Автор: В. Г. Алямовская).
Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка.
Программа включает четыре направления. В основе каждого направления лежит своя программа:
1. Физическое здоровье – программа «Группа здоровья».
2. Психологическое благополучие – программа «Комфорт».
3. Духовное здоровье – программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя».
4. Нравственное здоровье – программы «Этикет», «Личность».
Задачи программы:
укрепление здоровья;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
развитие физических качеств;
создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
|
|
выявление интересов, склонностей, способностей;
приобщение к традициям большого спорта.
Содержание программы раскрывается не в соответствии с возрастными группами, а по направлениям. Программа включает в себя пять разделов.
В первом разделе представлены организация и методика проведения различных видов физкультурно – оздоровительных мероприятий:
утренняя гимнастика – танцевально – ритмическая, на тренажерах, на полосе препятствий, на воздухе, смешанного типа, в виде подвижной игры, спортивной тренировки, оздоровительного бега;
физкультурное занятие – обычного типа. Сюжетно – игровое, танцевальное. На спортивных тренажерах, занятие – прогулка, занятие – зачет, тренировка, занятие серии «Забочусь о своем здоровье»;
гимнастика после сна – игровая, на тренажерах, в виде оздоровительного бега, лечебно – восстановительная, музыкально – ритмическая.
Уделяется особое внимание проведению утренней гимнастики и физкультурных занятий на воздухе (из 4 – х занятий только одно проводится в зале). Гибкость в планировании утренней гимнастики заключается в том, что на месяц составляются 3 – 4 разных комплекса, которые используются педагогом в соответствии с погодными условиями.
Второй раздел раскрывает организациюлечебно – профилактической работы. Здесь представлены план лечебно – профилактических процедур на год, система закаливания в каждой возрастной группе, требования, предъявляемые к одежде детей при проведении занятий на воздухе и в группе.
В третьем разделе кратко представлена диагностика физического развития. В приложении дается образец индивидуальной диагностической карты дошкольника.
В четвертом разделе программы уделяется внимание воспитанию у дошкольника потребности в здоровом образе жизни. Перечисляются основные направления в данной работе: привитие к. г. н., формирование представлений о строении тела человека, обучение детей уходу за своим телом.
В пятом разделе описываются особенности совместной работы ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.
|
|
Отличительной особенностью программы является то, что в ней уделяется внимание организации групп реабилитации, физическому развитию и воспитанию часто болеющих детей. В помощь педагогам предлагается программа, которая имеет такое же название, как и вся комплексная программа – «Здоровье».
Но, работая по программе «Группа здоровья», педагог будет испытывать некоторые трудности. Так, остается под вопросом: в чем же заключается преемственность в работе воспитателя и тренера – профессионала, каковы минимум, норма и максимум по каждому направлению программы, какова тематика серии занятий «Забочусь о своем здоровье»?
Программа «Театр физического воспитания дошкольника»
(Автор: Н. Н. Ефименко).