Источники и виды психологических гипотез

Этапы выдвижения и проверки гипотез – необходимые элементы экспериментирования.

Гипотеза – это утверждение, истинность или ложность которой неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

 Эмпирическая проверка гипотез, выводимых из дедуктивных конструкций – цель любого исследования.

Особенности эксперимента – это проверка гипотез (причинно-следственных/ каузальных). Эксперимент проверяет не все гипотезы.

 Источники: откуда берутся научные гипотезы, от каких факторов зависит формулировка, как происходит их селекция в реальной деятельности ученого и т.д – обычно освещается в литературе по психологии творчества.

Гипотезы могут строиться как в пределах данной парадигмы так и выходить за ее пределы.

 Часто гипотезы возникают на насущных потребностях и при желании что-нибудь улучшить.

Экспериментальная гипотеза – конкретизация некоторой догадки, или идеи, с целью ее проверки в эксперименте. Гипотеза включает в себя:

- независимую переменную (то, что экспериментатор может изменять)

- зависимую переменную (то, что изменяется под влиянием изменение НП)

Отношения между ними и уровни дополнительных переменных (все другие дополнительные переменные, влияющие на результат эксперимента, например, время проведение, самочувствие испытуемого, интонация экспериментатора).

Экспериментальная гипотеза – это предположение об отношении между НП и ЗП при определенном уровне ДП. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и ДП, экспериментальная гипотеза может становиться все более обобщенной:

- причинно-следственная – гипотеза о причинно-следственном отношении НП и ЗП (каузальная)

- контргипотеза – гипотеза, альтернативная к основному предположению, возникает автоматически

- третья конкурирующая гипотеза – это гипотеза об отсутствии влияния НП на ЗП, проверяется только в лабораторном эксперименте (нуль-гипотеза)

- точная – предположение об отношении между единичной НП и ЗП в лабораторном эксперименте, проверка требует выделения НП и очищения ее условий

- гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях – точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения ЗП с постепенным (количественным) изменении НП. Проверяется в многоуровневом эксперименте.

- гипотеза с одним отношением – предположение об отношении между одной Н и одной ЗП. Для проверки гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая НП является при этом контрольной.

- комбинированная гипотеза – предположение об отношении между определенными сочетаниями (комбинации) двух (или нескольких) НП, с одной стороны, и ЗП с другой. Проверяется только в факторном эксперименте.

Верификация гипотез – проверка гипотез.

Фальсификация – отвержение гипотезы как несоответствующей опытным данным.

Гипотеза - утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем. Выводится из дедуктивных конструкций. К выдвижению гипотез ученый должен обращаться, потому что нет правил, действуя в соответствии с которыми можно было бы выводить новые законы из новых эмпирических результатов.

Готтсданкер: гипотеза есть догадка.

Не все догадки проверяются в качестве гипотез. В каждой науке есть "невозможные" на сегодняшний день развития науки гипотезы, которые по умолчанию не рассматриваются.

Важно понимать 2 проблемы при выдвижении гипотез:

1. Ученый пользуется теми схемами мышления, которые есть на данный момент и определяются системой понятий и особенностями выделения изучаемого предмета в рамках психологических школ;

2. Есть возможность выдвижения новых гипотез, которые, казалось бы, менее всего детерминированы сложившейся системой категорий и подходов.

Ученый должен владеть при построении исследования:

1. Общими нормативами науки (которые безличны);

2. Системой личностного знания (М. Полани) - убеждения в том числе.

М. Пола ни: формирование гипотез должно тоже учитываться при обсуждении научного метода.

 

Теоретическая и экспериментальная гипотезы. Гипотеза как высказывание, истинность или ложность которого заранее неизвестны, но может быть установлена опытным путем, направляет построение любого исследования. Выполняется ли это исследование методом наблюдения или эксперимента, зависит от типа утверждения о психологической закономерности. Гипотезы, включающие утверждения каузального типа, проверяются только в экспериментальном исследовании. Рассматриваемые далее соотношения между уровнями теоретической и экспериментальной гипотез касаются предположений именно о каузальных закономерностях.

С одной стороны, каузальная гипотеза как догадка представлена утверждением «X воздействует на Y так, что...», т.е. является описанием отношения между НП и ЗП. С другой стороны, это утверждение устанавливает законообразность или причинный характер названного отношения, а значит, рассматривается как проявление истинности другого высказывания — теоретической гипотезы. Для экспериментов с научными целями характерна направленность на проверку эмпирических гипотез ради пополнения теоретического знания. При проведении экспериментов с практическими целями гипотетическое объяснение и теоретическая гипотеза могут не иметь места, но это не значит, что не должны быть сформулированы доводы о возможностях обобщения экспериментальных данных. Если целью организации экспериментов в практических целях является прогноз на реальные виды деятельности, ситуации и т.д., то обобщение, направленное в будущее, занимает свое место в выводах.

Итак, при логическом представлении экспериментальных данных, получаемых с познавательной (или исследовательской) целью, началом рассмотрения является не рабочая гипотеза, а теоретическая, благодаря которой по принципу организации условного суждения «если... то...» эксплицируется экспериментальная гипотеза. Являясь утверждением о каузальной зависимости, экспериментальная гипотеза автоматически порождает высказывание, противопоставляющее ей противоположное утверждение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: