Гипотеза в психологическом исследовании. Виды гипотез

Гипотеза – это утверждение, научное суждение вероятностного (предположительного) типа, выдвижение и проверка которого требует веских оснований научного и практического характера.

Не все предположения вероятностного характера могут рассматриваться в качестве гипотез. Так, например, не может быть гипотезой утверждение, справедливость которого очевидна без доказательства, или суждение, которое ни доказать, ни опровергнуть не представляется возможным. Поэтому одним из приемов проверки выдвижения в качестве гипотезы того или иного суждения является выдвижение противоположного гипотетическому правдоподобного суждения. В большинстве экспериментальных исследований имеется не одна, а несколько разных, логически соподчиненных гипотез, образующих иерархическую структуру. Верхнюю ступень в этой иерархии обычно занимает общая гипотеза, за ней следуют частные, раскрывающие содержание и конкретизирующие общую гипотезу, а из частных гипотез вытекают рабочие гипотезы (суждения), непосредственно проверяемые в эксперименте.

Гипотеза должна соответствовать следующим требованиям:

- формулировка гипотезы максимально точна и сравнительно проста, не содержит неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий;

- гипотеза принципиально проверяема, т.е. доказуема экспериментальным путем;

- гипотеза объединяет весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения.

Из этого следует, что формулировка научно состоятельной гипотезы требует от исследования достаточно глубокого осознания проблемы и некоторых интеллектуальных усилий.

При выдвижении и формулировке гипотез целесообразно пользоваться индуктивным способом, когда исследователь руководствуется правилом идти от частного к общему, и дедуктивным способом, когда ход рассуждений обратный – от общего к частному.

При формулировке гипотез весьма важным является соблюдение логических требований, предъявляемых к определению научных понятий. Прежде всего следует стремиться к тому, чтобы объем и содержание понятий соответствовали фактам, критериям и признакам, которые исследователь намерен использовать для доказательства выдвинутых гипотез. Язык на котором формулируются гипотезы, должен быть, конкретен и ясен, не содержать в себе двусмысленностей.

 

Выбор методов и методик психологического исследования.

Выбор и разработка конкретных методов и способов проведения экспериментального психологического исследования зависит от целого ряда факторов.

Так, прежде всего он определяется целью исследования и в зависимости от нее исследование может быть построено по типу констатирующего эксперимента, когда необходимо установление новых психологических фактов, связей между ними, психических закономерностей: обследовательско-диагностического, когда устанавливается наличие и уровень развития определенного психического явления; корректирующего, при котором совершенствуется (формируется) какое-то психическое свойство, психический процесс (процессы) личности.

По условиям проведения экспериментальное исследование может быть лабораторного или естественного типа.

В зависимости от технической оснащенности экспериментальное исследование может быть аппаратурного и неаппаратурного (бланкового) типа, с использованием компьютерных технологий и без них.

Все методики должны быть валидными, надежными, репрезентативными. Желательны их апробация с целью проверки и уточнения процедуры использования, разработка инструкции для пользователей, составление алгоритма обработки и формы представления получаемых результатов, определение времени, необходимого для обследования испытуемого (группы испытуемых).

Исходя из особенностей проведения эксперимента экспериментатор подбирает или разрабатывает способы обработки полученных в ходе исследования данных, а также определяет возможные варианты анализа и интерпретации полученных результатов.

В соответствии с целями исследования, возможностями проведения эксперимента на аппаратурной основе, особенностями применяемой аппаратуры экспериментатор осуществляет подбор аппаратурных средств, разрабатывает алгоритм их использования в ходе проведения эксперимента, инструкции по проведению исследования, определяет способы обработки и анализа полученных результатов.

 

Планирование эксперимента как заключительное звено подготовительного этапа психологического исследования.

Планирование эксперимента – заключительное звено подготовительного этапа ЭПИ.

Значительная часть работ, входящих в его объем, включена и рассмотрена при анализе содержания предыдущих компонентов подготовительного этапа. К ним относятся конкретизация и уточнение цели, задач, объекта, предмета, рабочих гипотез, выбор способа их выполнения и обработки данных ЭПИ. Дополнительно к этому следует:

- определить место проведения эксперимента;

- определить время начала эксперимента и порядок смены групп (испытуемых) во времени;

- разработать инструкцию и продумать характер поведения экспериментатора во время эксперимента;

- осуществить подбор контингента испытуемых и предварительное знакомство с ними, на основе чего сформировать экспериментальную и контрольную группы;

- заготовить необходимое количество бланков, ответов, опросников.

В заключение подготовительного этапа эксперимента разрабатываются его общий план и программа. Они обычно представляют собой письменные документы, в которых определены цель, задачи исследования, основные этапы его проведения, их последовательность, необходимое оборудование, приборы, время, необходимое для практической реализации каждого этапа, сроки выполнения, ожидаемые результаты и формы их представления. Эти документы являются руководством к действию и одновременно выступают как средство контроля за ходом проведения эксперимента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: