Кроме цикловых потерь при эксплуатации оборудования имеют место внецикловые потери, которые можно разделить на 5 видов:
1) Простои оборудование по инструменту – простои, связанные с затратами времени на смену инструмента, на их регулировку и подналадку, на доставку инструмента к оборудованию с места хранения и т.д.
2) Простои на оборудовании, то есть время на ремонт и регулировку механизмов, элементов системы управления, замену изношенных деталей и узлов, время на получение запасных частей, время на ожидание наладчика, время на уборку и смазку оборудования и т.д.
3) Простои по организационным причинам, то есть оборудование работоспособно, но простаивает ввиду наличия внешних условий, исключающих ее нормальную работу. К таким причинам относятся отсутствие заготовок, отсутствие электроэнергии, отсутствие сжатого воздуха, инструментов, рабочих, отсутствие заказов на изделие.
4) Простои из-за брака. В этом случае линия функционирует, но выпускает изделия, не соответствующие техническим требованиям технологии и чертежей по точности и качеству обработки. Время, затрачиваемое на выпуск бракованной продукции относится к простоям.
|
|
5) Простои оборудования, связанные с переналадкой на обработку новых деталей. В этом случае производится перепрограммирование работы оборудования, замены режущего инструмента, замена зажимных механизмов и другой технологической оснастки.
Все внецикловые потери можно разделить на две группы:
1) Собственные простои оборудования, связанные с работой оборудования. То есть, это простои по инструменту, по оборудованию, по браку на конкретной операции, на переналадку оборудования.
2) Организационно-технические простои, которые вызваны внешними причинами, не зависящими от состояния машин, то есть отсутствие заготовок, электроэнергии, инструмента, рабочих, из-за брака и т.д.
При проектировании АЛ, конструктивное исполнение учитывает только собственные технические потери.
Техническая производительность машин и АЛ
Эта производительность учитывает рабочие и холостые хода, а также собственные потери.
ηтех – коэфициент технической эксплуатации определяет долю времени, в течение которого АЛ простаивает по собственным техническим причинам.