МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей гигиены
Н.Л. Бацукова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
ОРГАНИЗМА ВИТАМИНАМИ А и С
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МИНСК 2002
УДК 613.262 (075.8)
ББК 51. 23 я73
Б 31
А в т о р: ассистент кафедры общей гигиены БГМУ Бацукова Н. Л.
Р е ц е н з е н ты: зав. кафедрой общей гигиены, д-р мед. наук, профессор
Лавинский Х. Х.
нач. кафедры военной гигиены и эпидемиологии
ВМедФ БГМУ, канд. мед. наук, доцент
Дорошевич В.И.
Утверждено Научно-методическим советом университета
в качестве методических рекомендаций 27.11.02 г., протокол №3
Бацукова Н.Л.
Б 31 Гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами А и С:Метод. рекомендации к практическим занятиям по общей гигиене (для студентов медико-профилактического факультета). – Мн.: БГМУ, 2002. –
|
|
20 с.
В методических рекомендациях изложены современные методы гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой. Рекомендации помогут студентам систематизировать и закрепить знания о гигиенической и биологической значимости витаминов А и С, а также освоить решение ситуационных задач по донозологической гигиенической диагностике гиповитаминозных состояний.
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов III курса медико-профилактического факультета.
© Белорусский государственный
медицинский университет, 2002
1. ТЕМА: ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ВИТАМИНАМИ А и С.
2. Общее время занятий -3 учебных часа
3. Мотивационная характеристика темы:
Функционирование систем эндогенной защиты гомеостаза и течение всех физиологических процессов зависит от адекватности и сбалансированности фактического питания, полноценного обеспечения организма эссенциальными питательными веществами, в том числе и витаминами. Недостаточное поступление с пищей витаминов, прежде всего А и С, способствует изменению оптимальных условий ассимиляции пищевых веществ, нарушению механизмов ферментативного катализа и биохимических процессов всех жизненно важных функций организма, что неблагоприятно отражается на формировании статуса питания. Поэтому, своевременная гигиеническая оценка обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой позволяет диагностировать состояние гиповитаминоза и предотвратить угрозу развития авитаминоза.
|
|
4. Цель занятия:
Систематизировать и закрепить знания о гигиенической и биологической значимости витаминов А и С. Ознакомить студентов с основными методиками гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой.
5. Задачи занятия:
· Овладеть методиками гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой.
· Освоить решение ситуационных задач по донозологической гигиенической диагностике гиповитаминозных состояний.
6. Требования к исходному уровню знаний:
Для полного освоения темы необходимо повторить из:
- биохимии: что такое витамины; участие основных водо- и жирорастворимых витаминов в биохимических реакциях организма;
- физиологии: физиологическая роль витаминов.
7. Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
1) Определение и классификация витаминов.
2) Провитамины. Антивитамины.
3) Экзогенные и эндогенные причины гипо- и авитаминозов.
4) Суточная потребность в основных водо- и жирорастворимых витаминах.
5) Биохимические и физиологические методы контроля обеспеченности организма витаминами.
8. Контрольные вопросы по теме занятия:
1) Причины развития витаминной недостаточности.
2) Биологическая роль аскорбиновой кислоты.
3) Проявления недостаточности витамина С.
4) Биологическая роль витамина А.
5) Признаки А-гиповитаминоза.
6) Нормы физиологической потребности в основных витаминах.
7) Продукты – источники аскорбиновой кислоты, каротина и ретинола.
8) Гипервитаминозы: причины и профилактика.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Пища является источником энергии для многочисленных процессов жизнедеятельности и служит поставщиком пластических материалов, а также незаменимых питательных веществ для построения структурных элементов, осуществления механизмов ферментативного катализа и регуляции обмена веществ. Одними из незаменимых питательных веществ являются витамины - низкомолекулярные органические соединения, необходимые для поддержания гомеостаза, нормального осуществления обмена веществ, биохимического обеспечения всех жизненных функций организма.
В отличие от других эссенциальных питательных веществ (незаменимые аминокислоты, ПНЖК и др.), витамины не являются пластическим материалом или источником энергии и включаются в обмен веществ преимущественно как участники биокатализа (каталитическая функциявитаминов ) и регуляции отдельных биохимических и физиологических процессов (регуляторная функция).
Контроль за достаточным поступлением с пищей витаминов и удовлетворением физиологических потребностей в них является одной из важнейших задач специалистов в области нутрициологии.
Существуют две основные группы методов оценки витаминной обеспеченности организма:
1. Изучение содержания витаминов в рационах питания обследуемых контингентов населения и фактического потребления витаминов с пищей.
2. Изучение и оценка витаминного статуса организма человека по уровню адекватности функционирования физиологических и биохимических систем, эссенциальными компонентами которых служат данные витамины.
Первая группа методов ставит своей задачей получение данных о количестве витаминов, поступающих в организм человека с пищей, без учета индивидуальных особенностей физиологических и метаболических процессов.
Вторая группа методов позволяет судить о степени насыщения организма витаминами.
Основные подходы к оценке витаминной обеспеченности человека представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Методы изучения витаминной обеспеченности организма.
Изучение витаминной ценности рационов и фактического потребления витаминов с пищей | Изучение витаминного статуса организма. |
1. Методы изучения фактического питания: · анкетно-опросный; · расчетный; · весовой. 2. Химико-аналитические методы определения содержания витаминов в рационах. | 1. Соматометрические методы; 2. Физиометрические методы; 3. Общеклиническое и соматоскопическое обследование с выявлением микросимптомов витаминной недостаточности (гипо - и авитаминозов) 4. Физиолого-биохимические тесты (прямые и функциональные); 5. Гематологические методы; 6. Иммунологические методы; 7. Изучение заболеваемости (морбидности). |
|
|
Наиболее значимыми для организма человека являются витамин С (аскорбиновая кислота) и витамин А. Поэтому гигиеническая оценка обеспеченности организма данными витаминами является актуальной задачей нутрициологии.
I. Изучение витаминной ценности пищевых рационов и фактического потребления с пищей аскорбиновой кислоты и витамина А
Расчетный метод заключается в изучении потребляемого человеком продуктового набора по официальным документам (меню-раскладкам, накопительным ведомостям) с последующим расчетом по таблицам «Химического состава пищевых продуктов» содержания в них витаминов А и С. Данные, полученные с помощью расчетного метода, дают представление о витаминной ценности используемого рациона питания, об основных пищевых источниках витаминов в питании обследуемого контингента населения. Однако они не позволяют учесть истинное потребление витаминов обследуемыми, поскольку учет реально съеденной ими пищи отсутствует. Этого недостатка лишены весовой и, в меньшей мере, анкетно-опросный методы изучения фактического питания.
Анкетно-опросный метод заключается в изучении фактического питания населения с помощью специально разработанных анкет. Метод прост, доступен, не требует специального оборудования и может использоваться при анализе как группового, так и индивидуального питания в домашних условиях. Для оценки витаминной обеспеченности в анкеты включают вопросы о потреблении в течение дня дополнительных источников витаминов - поливитаминных препаратов, витаминизированных напитков и др.
|
|
Весовой метод заключается в строгом количественном учете (взвешивании) всех потребляемых в день продуктов и блюд. Метод трудоемкий, но дает возможность полной количественной оценки фактического питания.
При анализе потребления витаминов с пищей необходимо учитывать распад их при кулинарной и термической обработке продуктов. Например, разрушение витамина А составляет от 5% (запеканка и пудинг из творога) до 63-67% (куры отварные); а распад аскорбиновой кислоты от 15% (картофель отварной в мундире) до 100% (мясо отварное) (приложения 1-2).
Используя описанные методы, получают данные о содержании витаминов в среднесуточных рационах питания и их фактическом потреблении. Полученные данные сопоставляют с нормами среднесуточной физиологической потребности в витаминах («Нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР» (Утв. МЗ СССР, №5786-91, 1991г) (приложение 3).
Сведения о содержании витаминов при применении расчетных методов носят ориентировочный характер, что обусловлено резкими колебаниями содержания витаминов в одних и тех же продуктах в зависимости от климатических и географических условий, сезона, сорта, сроков хранения, последующей кулинарной и термической обработки и др. факторов. Этих недостатков лишены прямые методы определения содержания витаминов, основанные на использовании химико-аналитических методик.