Субъект-объектная ориентация и жизненная позиция личности

Способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности и выстраивать собственное бытие, т.е. быть субъектом, является центральной характеристикой человека и условием становления личности. Субъект не существует без объекта, на которого он направляет свою активность. Человеку (суб) в качестве объекта противостоят дискретные жизненные ситуации, в кот чел постоянно вступает. С-о ориентации в жизн ситуациях являются тем понятием, с помощью кот можно описать направление реализации потенциала субъектности чел-а. Субъектность – осмысленность, осознанность своих действий и значимости явлений внеш и внут мира.

С-о ориентации в жизн ситуациях реализуются в 2 формах, взаимосвязанных в поле жизнедеятельности:

- субъективной (внут картина жизнедеятельности как интериоризованная субъектность)

- объективной (выбор стратегий поведения как экстериоризированная субъектность)

Модель с-о ориентаций включает 4 шкалы:

1.трансситуац изменчивость. Как чел взаимодействует с жизн ситуацией: приспособление (реализация актуальных возможностей) или творчество (совершенствование, познание нового).

2.трансситуац локус-контроля. Кто осуществляет взаимодействие человека с жизненной ситуацией: сам (внут локус) или другие люди, внешние обстоятельства (внеш локус).

3.трансситуац направленность освоения мира. В каком направлении осуществляется взаимодействие чел с жизн ситуацией: вовнутрь (трансситуац освоение внут мира, внутренний рост, нет ощущения контроля над жизнью, жизнь мало насыщенна событиями) или вовне (освоение внеш мира, жизнь насыщена событиями, есть контроль, акцент на внешние обстоятельства).

4.трансситуац подвижность. В каких условиях осуществляется жизнедеятельность: в привычных (трансситуац инертность) или новых(подвижность). Объектная ориентация – детерминация жизнедеятельности человека внешними факторами среды. Источник жизнедеятельности вне чел-а. Человек пассивен, пользуется тем, что уже есть в мире, перекладывает ответственность на других. Трансформируется на уровне личности в пассивную жизненную позицию.

Субъектная ориентация – внутренняя детерминация поведения. Человек гибкий, активный, сам преобразует свой мир, берет ответственность на себя. Трансформируется на уровне личности в активную жизненную позицию.

Жизненная позиция – обобщенная целостная характеристика жизнеосуществления. Включает в себя ответственность, творчество и направленный выбор. Двухмерная типология с-о ориентаций содержит 2 вертора. Изменчивость, направленность и подвижность сгруппировались в первый вторичный фактор – трансситуац творчество (ось Х). Второй вторичный фактор – трансситуац локус-контроля (ось У).

 

Критерии совершенства персонологической модели.

 критерии: 1.Степень целостности личности, представляемой моделью, понимаемая 1) как интегративность поуровневого описания; 2) как широта охвата осмысливаемых границ бытия; 3) как гармоничность жизненной позиции, как единство высокой и низкой жизненной ответственности, с одной стороны, и жизненной адаптации и жизненного приспособления, с другой.2.Обращение к нравственному идеалу, наличие «вектора нравственности».3.Содержание нравственного идеала, его объект. 4.Общая ценность личности.

- Каждая персонологическая концепция и разработанная в ее рамках теоретическая модель личности описывает не отдельный аспект личности и не дает ее полной всеобъемлющей характеристики, а объясняет определенный, реально существующий тип личности.

- учет "вектора нравственности" - жизненная позиция как интегральная личностная характеристика, будучи ценностным образованием, неизбежно включает в себя нравственный аспект)

- содержание нравственного идеала. Оно отражает представление личности о том, что такое личностное совершенство и какова конечная цель личностного развития. Идеал – это ядро мировоззренческой системы

- общая ценность личности. Какое место в целом отводится личности в ряду феноменов человека? Является ли она его главным его достоинством или, напротив, для нее фактически нет места в системе теоретических построений? По этому критерию рассмотренные нами концепции также существенно различаются.

Основные тенденции развития психологии личности в нашей стране.

Этапы развития психологии личности в нашей стране (Петровский): 1)20-30е этап имплицитных(доопытных) представлений о существовании одномерной феноменологии личности-личность можно описать с помощью одной черты- добрый, спокойный итп.2)50е коллекционирование черт. Чем больше качеств изучали, тем яснее становилась картина. 3)60-70е структурный подход а)расширенное понимание личности (Ананьев) все уровни бытия от биологических свойств б)»вершинное» понимание личности как высшего уровня (Мерлин) 4) 70-80е системный подход, системообразующий принцип (психология отношений, установок, деятельности). многообразие подходов, мало связанных между собой, несмотря на единую официальную марксистско-ленинскую методологию советского периода. Общее можно обнаружить лишь в единодушном стремлении почти всех отечественных авторов раскрыть свое видение проблемы соотношения биологического и социального в человеке и тем самым определить место ЛИЧНОСТИ.

Сегодняшняя наша задача восстановление «вертикали бытия», возвращение души в психологию личности, интересующейся как раз «вершинными слоями» жизнедеятельности человека, осмысление пути, проделанного отечественными персонологами, и сравнение его с путем зарубежных психологов, поиск новых дорог при вни-мательном изучении отечественных традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: