Определение девиантного поведения

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, или морали

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии и, является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.

 

Виды девиантного поведения.

Девиантное поведение подразделяется на

ü делинквентное (допреступное)

ü аморальное (безнравственное)

ü криминальное (преступное)

Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий (Беккер Г., Степанов В.Г).

Подростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение

Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Л.Б. Филонов (1999) подчеркивает, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.

 

Причины девиантного поведения:

Можно выделить четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

1. Борьба за внимание.

2. Борьба за самоутверждение.

3. Желание отомстить.

4. Потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Всякое серьезное нарушение поведения — это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!»

Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста.

 

Психология девиаций.

Еще Аристотель писал, что подростковый возраст – это ряд «пубертатных трансформаций». Половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение: повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы. Следовательно, происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения.

М. Мид (1928), изучавшая влияние социальных условий на психологические особенности подростков, убедительно доказала, что юность, подростничество, кризис подросткового возраста – факт нашей цивилизации. Характер протекания подросткового периода жизни зависит от сложности общества, от той дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую.

Многие исследователи пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой. Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия.

Младшему подростку свойственна выраженная эмоциональная неустойчивость, конфликтность и агрессивность, застенчивость и максимализм, склонность к риску, самоиспытаниям. Поскольку у 37% младших подростков отмечается парциальное присутствие психической ригидности в структуре личности, это ведет к резкому ограничению вариантов поведения, поведенческим срывам, трудностям осознания собственных психологических проблем, актуального состояния мотивов и потребностей.

В происхождении отклоняющегося поведения младших подростков влияние группы сверстников иногда больше, чем влияние особенностей личности. Однако исследователи отмечают, что определенные качества в структуре личности подростка предрасполагают к девиациям, а определенные ситуации развития (фрустрирующие ситуации) и особое стечение обстоятельств способствуют их проявлению.

Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму концепции психического развития ребенка, разработанной Д.Б. Элькониным, позволяет выявить три ключевые ситуации, характеризующиеся качественным отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений: либо зацикливание "на игре ради игры", "учебе ради учебы", либо существенный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной. Однако это лишь один из аспектов отклоняющегося поведения.

Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах проявления педагогической запущенности. 

У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация. Членство в подростковых группах, "кодекс чести" которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантного поведения подростка.

Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.

Современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношений подростка к взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений.

Т.о., к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи "семья-ребенок", "школа-ребенок" способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации.

 

 


№ 37. Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Пути коррекции

Особенность нашего времени такова, что при высок темпе жизни родители (особенно мать) часто не могут уделить должное внимание детям. Последствия такого дефицита очень разнообразны. Дети с особенным темпераментом дают реакцию в виде гиперактивности.

Выделяют три группы:

· Дети с двигательными дисфункциями и нарушениями восприятия;

· Дети с нарушениями при сохранности моторики и восприятия;

· Дети с комбинированными нарушениями.

 

Поведенческие особенности: беспокойство, невротические привычки, нарушение сна, аппетита, тики, назойливые движения, двигательная активность, неловкость и т.д.

В школьном обучении: меньшая эффективность, нарушения чтения, правописания, письменной графики. Трудно адаптируются в школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать свое поведение.

Дезадаптирующие особенности поведения свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезе произвольных форм поведения.

Связь с темпераментом: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, реакция «от» над реакцией «к» – как удаление или приближение к объекту, низкая адаптивность, высокая интенсивность реакций.

Причины:

Трудный темперамент в детстве снижает приспособляемость в 17-25 лет. Негативные настроения и плохая адаптированность в большей степени определяются средой, прежде всего, общесемейной    значение стратегии воспитания (прежде всего материнского): либо компенсирующие, либо провоцирующие нежелательные симптомы (проявления).

Ребенок становится «трудным», не потому что у него снижена интеллектуальная активность, а потому что нарушена структура темперамента и, следовательно, поведения, причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношения с родителями и, прежде всего, с матерью.

 

Особенности эмоциональной сферы.

Важным для понимания природы гиперактивного поведения являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы.

1. Возбудимы или внутренне напряжены, характерны: смена настроения, переживание чувства страха, проявление тревожности, негативизма.

2. Бедны эмоциональными ощущениями: не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; не глубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.

 

Часто неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми является причиной такого поведения.

Актуальная и доминирующая тема для ребенка (особенно дошкольника) – любовь матери (любит? – не любит?).

Для гиперактивного ребенка чрезвычайно важен физический и эмоциональный контакт с матерью. Дети имеют в этом огромный дефицит!   В силу своей повышенной активности, они как бы сами уходят, отстраняются от таких контактов, а на самом деле глубоко нуждаются в них.        Из-за отсутствия этих важных контактов, чаще всего возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм.

 

Гиперактивность – понятие психопатологическое, т.е. отражающее болезненное проявление двигательной активности ребенка.

Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение, и с трудом поддается контролю извне. В результате, вся его неумелая энергия, оказываясь нецеленаправленной, растрачивается впустую. В каком-то смысле поведение гиперактивных детей приближается к «полевому» (непосредственно зависящему оттого, что находится в поле зрения), характерному для детей с более тяжелыми нарушениями произвольной регуляции. В то же время их действия более осмысленны и управляемы, хотя разобщены между собой.

Среди этих детей много «левшей» и тех, кто в равной степени пользуется и правой и левой рукой. Часто причиной может быть гипоксия в утробе матери или родовая травма, или асфиксия. Особые дети – с алкогольным синдромом плода.

 

Рекомендации к диагностике и коррекции:

В соответствии с общей схемой возрастно-психологического анализа психолог группирует полученные сведения в следующие четыре раздела:

· Информация об истории развития гиперактивного ребенка и состоянии его здоровья;

· Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок (семья, группа д\с, другие учреждения);

· Особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, в семье, в д\с, школе и д.р.);

· Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

На этом основании дается общая оценка уровня развития, описание сущности его трудностей, степень их сложности и группы и т.д. Создается коррекционная программа или предложение по психотерапии.

В дошкольном возрасте основные проблемы сосредоточены в сфере общения.

 

Диагностические симптомы гиперактивных детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчиться и извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр, и в различных ситуациях в коллективе.

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью внимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит то одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим.

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в д\с, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет.

 

 


№ 38. Психическое развитие ребенка в условиях социальной депривации.



Понятие депривации.

Термин «депривация», вошедший в психологический сло­варь в се­редине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные фено­мены представляют собой многооб­разные измененные состо­яния сознания, а также различные варианты нарушений нор­мального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека. В силу различных обстоятельств человечество неоднократ­но сталкивалось с депривационными феноменами и могло наблюдать их различные последствия, но собственно научные исследования этого в высшей степени интересного явления начались только в середине 40-х годов двадцатого столетия.

В определении депривации говорится о процессе блоки­рования потребностей, к числу которых, прежде всего, отно­сятся потребность в двигательной активности, в новых впе­чатлениях — перцептивная потребность. Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмо­циональной поддержке, самореализации, уважении, безопас­ности, творчестве, идентичности, интимности и пр. Невоз­можность реализовывать их длительное время, как правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания.

В данном случае следует подчеркнуть два принципиальны момента. Прежде всего, надо иметь в виду, что депривационные феномены не могут выступать в качестве объяснительно го принципа в научных исследованиях, ибо сами нуждаются тщательном описании и объяснении. Кроме того, не следует путать депривационные явления с депривационной ситуацией. Последняя представляет собой внешние объективные условия, препятствующие реализации той или иной потребно та человека. Первые же суть явления субъективные, внутрение, присущие сознанию. И то и другое находится в причин­но-следственных отношениях, но единство не означает их тож­дества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: