Направления деятельности практического психолога

Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога, описанных и представленных в разнообразных литературных источниках, считаем целесообразным выделить следующие:

психодиагностическую работу;

психологическое консультирование;

психотерапевтическое воздействие;

коррекционно-развивающую деятельность;

психопрофилактическую работу.

 

Принципы деятельности психолога с детьми.

Психолог при проведении занятий использует личностно-ориентированную модель общения с детьми.

При которой:

Цель общения — обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверие к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность.

Способы общения — понимание, признание и приятие личности ребенка, основанное на способности психолога к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения — сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей).

Личностная позиция психолога — исходить из интересов каждого ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка – как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Наиболее предпочтительный принцип при проведении занятий – принцип игрового познания, обозначающий игру мысли в различных видах деятельности (применение загадочных фактов, наглядного моделирования сказок и т. д.). Но это не принцип игрового обучения.

В процессе работы психолог оказывает ребенку следующие виды помощи:

Стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений).

Эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка).

Направляющая помощь (такая организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка).

Организующая помощь (исполнительская часть умственной деятельности осуществляется ребенком, а контроль и планирование – взрослым, причем планирование и контроль со стороны лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы и оценка правильности выполнения производится самим ребенком).

Обучающая помощь (научение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственно указание, что и как надо делать).

Организация и содержание работы психолога в СДУ

В задачи психолога входит непосредственная работа с ребенком и работа с родителями (или лицами их заменяющими), воспитателями, педагогами.

В непосредственную работу с ребенком входит

1. Сбор психологического анамнеза.

2. Первичная психодиагностика ребенка

Диагностика познавательной сферы

Диагностика эмоционально-волевой сферы

Диагностика личностных особенностей ребенка

3. Разработка коррекционной программы работы с ребенком.

4. Проведение коррекционных мероприятий и контрольные срезы.

5. Заключительная диагностика.

6. Написание заключения о ребенке и рекомендации в дальнейшие образовательные учреждения.

7. Заполнение всех необходимых документов (отчеты, журналы, и т.д.)

 

Работа с родителями, воспитателями, педагогам

1. Выявление семейных, личностных, поведенческих особенностей ребенка у родителей, педагогов, воспитателей.

2. Консультирование родителей, педагогов, воспитателей о дальнейшей работе с данным ребенком, советы, рекомендации.

3. Если это ребенок из детского дома, из неблагополучной семьи, то идет совместная работа с социальным педагогом, решаются вопросы социальной защиты ребенка, перевода его в различные учреждения, сбор документов, освидетельствование.


№ 44. Организация и содержание работы психолога специальной школы

Психолог ориентирует школьника и родителей в целях коррекции, помогает увидеть ситуацию с разных сторон и выбрать оптимальный способ решения проблемы и выхода из травмирующей ситуации. Поиск разрешения конфликтных социальных взаимодействий, а такие формы работы коррекцией различных познавательных процессов составляют основные направления деятельности практического психолога в специальной школе.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: