Классификация социально-психологических явлений:
По принадлежности к различным общностям и субъектам:
v Организационные общности:
¾ Большие группы (нации, политические и общественные институты)
¾ Малые группы
б) Общности неорганизованные (или слабо организованные (толпа, скопление людей)
Социально-психологические явления здесь массовидные, а поведение стихийное
¾ Психология толпы
¾ Психология паники, страха
¾ Психология слухов
¾ Психология массовых коммуникационных процессов (психология воздействия)
¾ Психология рекламы, и д.р.
v Личность, включенная в социальные процессы, т.е. личность в стадии социализации.
По отнесенности к различным классам психологических феноменов:
¾ Рационально-осмысленные (взгляды, мнения, убеждения, интересы, традиции и т.д.)
¾ Эмоционально-упорядоченные (социальные чувства и настроения, СПК и МНА).
¾ Массовидные (стихийные)
По устойчивости:
¾ Динамические (различные виды общения)
¾ Динамико-статичные (мнения, настроения)
|
|
¾ Статические (обычаи, традиции)
По степени осознанности:
¾ Осознанные
¾ Неосознанные
Все социально-психологические явления (СПЯ) возникают, изменяются в процессе и в результате положительного или отрицательного взаимодействия людей в различных социальных группах, однако их содержание определяется не только этим взаимодействием, но и объективными условиями, в которых развертываются жизнедеятельность данной общности.
Общественные отношения возникают в процессе совместной деятельности.
Все общественные отношения пронизаны психологическими отношениями, т.е. субъективными связями, которые возникают в результате фактического взаимодействия людей и сопровождается эмоциональными переживаниями (симпатиями, антипатиями и т.д.)
Основные социально-психологические явления (СПЯ):
Общественные отношения – материальны и основаны на разделении социальных ролей в обществе.
Общественные отношения – основа существования людей (классификация):
б) По форме проявления: материальные, экономические, политические,
идеологические, правовые, религиозные, моральные, эстетические;
в) По принадлежности к различным субъектам: национальные, классовые, конфессиональные;
г) По функционированию связей: по вертикали, по горизонтали;
д) По характеру регламентации: официальные, неофициальные.
Закономерности развития общественной психологии:
¾ Она находится в зависимости от материальных условий существования;
¾ Она всегда носит конкретно-исторический характер;
¾ Она «вплетена» в непосредственную жизнь и деятельность людей;
|
|
¾ Она всегда находится в определенной динамике.
Механизмы функционирования социально- психологических феноменов:
Подражание - процесс следования человека или группы какому-либо образцу;
Заражение - механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта;
Убеждение и внушение, но это все-таки методы (способы) воздействия на людей.
Социальная перцепция – восприятие людьми друг друга в ходе взаимодействия и совместной деятельности.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контрактов и связей между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимоотношений.