Общественно психологические явления: содержание, структура, закономерности возникновения, функционирования, изменения

Классификация социально-психологических явлений:

По принадлежности к различным общностям и субъектам:

v Организационные общности:

¾ Большие группы (нации, политические и общественные институты)

¾ Малые группы

б) Общности неорганизованные (или слабо организованные (толпа, скопление людей)

Социально-психологические явления здесь массовидные, а поведение стихийное

¾ Психология толпы

¾ Психология паники, страха

¾ Психология слухов

¾ Психология массовых коммуникационных процессов (психология воздействия)

¾ Психология рекламы, и д.р.

v Личность, включенная в социальные процессы, т.е. личность в стадии социализации.

По отнесенности к различным классам психологических феноменов:

¾ Рационально-осмысленные (взгляды, мнения, убеждения, интересы, традиции и т.д.)

¾ Эмоционально-упорядоченные (социальные чувства и настроения, СПК и МНА).

¾ Массовидные (стихийные)

По устойчивости:

¾ Динамические (различные виды общения)

¾ Динамико-статичные (мнения, настроения)

¾ Статические (обычаи, традиции)

По степени осознанности:

¾ Осознанные

¾ Неосознанные

Все социально-психологические явления (СПЯ) возникают, изменяются в процессе и в результате положительного или отрицательного взаимодействия людей в различных социальных группах, однако их содержание определяется не только этим взаимодействием, но и объективными условиями, в которых развертываются жизнедеятельность данной общности.

Общественные отношения возникают в процессе совместной деятельности.

Все общественные отношения пронизаны психологическими отношениями, т.е. субъективными связями, которые возникают в результате фактического взаимодействия людей и сопровождается эмоциональными переживаниями (симпатиями, антипатиями и т.д.)

Основные социально-психологические явления (СПЯ):

 

Общественные отношения – материальны и основаны на разделении социальных ролей в обществе.

Общественные отношения – основа существования людей (классификация):

б) По форме проявления: материальные, экономические, политические,

идеологические, правовые, религиозные, моральные, эстетические;

в) По принадлежности к различным субъектам: национальные, классовые, конфессиональные;

г) По функционированию связей: по вертикали, по горизонтали;

д) По характеру регламентации: официальные, неофициальные.

Закономерности развития общественной психологии:

¾ Она находится в зависимости от материальных условий существования;

¾ Она всегда носит конкретно-исторический характер;

¾ Она «вплетена» в непосредственную жизнь и деятельность людей;

¾ Она всегда находится в определенной динамике.

Механизмы функционирования социально- психологических феноменов:

Подражание - процесс следования человека или группы какому-либо образцу;

Заражение - механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта;

Убеждение и внушение, но это все-таки методы (способы) воздействия на людей.

Социальная перцепция – восприятие людьми друг друга в ходе взаимодействия и совместной деятельности.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контрактов и связей между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: