Принципы и методы научного исследования

Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это, прежде всего объяснительное знание.

Как развивающаяся система знания, наука включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности - эмпирическое (опытное) и теоретическое (рациональное) исследования - две основополагающие формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

Эмпирическое знание - совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний. Под научным фактом понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.

Существует 2 основных метода эмпирического познания:

1. Наблюдение - целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта (его результат - первичная информация).

2. Эксперимент - это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.

Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов. Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория.

1. Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических фактов. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.

2. Гипотеза - это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании Закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы.

Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена практикой. Невозможность такой проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.

3. Теория - это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.

Проблема истины и ее критериев.

Совр. трактовка Истины, которую разд. большинство философов:

1. понятие действительности, трактующееся как объективная реальность

2. в действительность входит и субъективная действительность, познается отражается в истине и субъект. реальность

3. познание, его результат – истина, а также сам объект понимаются как неразрывные, связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой. Истина воспроизводима на практике. Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящая познав. объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существ. свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т. д., в которых они сформулированы.

Формы Истины:

1. по характеру отражаемого предмета:

· предметная (формируется информацией идущей от мат. систем)

· экзистенциальная (от дух. сис-м)

· концептуальная

· операциональная (средства познания)

2. по специфике познавательной деятельности:

· научная-обыденная;

· нравственная и пр.

3.

· относительная (не полное знание о предмете)

· абсолютная (полное исчерпывающее знание о предмете)

Абсол. истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно.

* Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. («квадрат имеет 4 стороны»)

* Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Демокрит заметил, что вопрос не разрешается большинством голосов.

* Существует в некоторых философских системах такой критерий истины, как принцип прагматизма, определяющий значение истины её практ. полезностью. Истинные идеи – это те, которые успешно «работают».

* Положение явл. истинным в том случае, если можно доказать

Диалектика и ее альтернативы. Проблемы современной синергетики.

Диалектика — это философское учение о всеобщих связях бытия и развития всего сущего. Вместе с тем она есть также и способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамичное целое.

Диалектика это не только учение о развитии и метод познания, она также и способ действия, метод изменения мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: