Вопрос 3. Сократовский поворот в философии

Вопрос 2. Натуралисты Древней Греции

Досократовский период.

Фактически все началось с Фалеса, который жил в Малой Азии на территории современной Турции. Тамбыли греческие поселения. Греки, жившие между Европой и Азией, выполняли роль связующего звена. Именнотут появились первые математические и философские исследования.

Фалес Милетский и его школа

Фалес из Милета (−627...−547) был астрономом, математиком (равенство вертикальных углов, теоремаФалеса о делении отрезков), философом. Фалес предсказал первое в Европе солнечное затмение 28 мая −585 года, измерил высоту Египетских пирамид. В философии он заложил некоторое начало, задал дух греческойфилософии. Фалес говорит что все состоит из 4 элементов: земля, вода, воздух и огонь. Эта идея пришла изИндии. Но Фалес считал, что все сходится к воде. Нахождение единого основания. Идея воды как основаниевсего мира была решающей для Фалеса. Другая идея состоит в том, что разум распространен по всему миру.Каждая вещь имеет разум (душу). Но в меньшей мере, чем это есть у человека. Он показывал на магнит: онпритягивает одно, но не притягивает другое. Значит у него есть разум, он чувствует. То же самое потом сталговорить и Дидро, но в другой форме.Весь мир населен богами. Мы их не видим, но они вокруг нас. Главное состоит в том, что Фалес задал некоенаправление систематизации. Он инициировал дискуссию о том, что лежит в основе мира. У него были ученики.Конечно, из богатого сословия, которые желали знать мудрость.Анаксимандр, ученик Фалеса). Некое безличное, беспредельное, бесконечное начало. Это замечательныйход, и хотя он ничего и не дает с содержательной точки зрения, видно, что началось движение к абстрактному.Анаксимандр пытается объяснить видимое через невидимое.Анаксимент, другой ученик Фалеса, утверждал что главный элемент — это воздух. Все события в миреобъясняются исключительно сгущением воздуха. Ученики пытались изобрести нечто новое (а не копировалиучителя), началась дискуссия о природе вещей. Что такое мир? Где его начало? Где начало вещей?Появились философы-натуралисты, и первым из них был Фалес. Фалес был признан одним из 7 мудрецовтого времени (наряду с Солоном). Причем первым из них. Там где нет свободных людей, там не будет науки.Для неё нужно свободное время (Аристотель).Фалес считал, что он был единственным, кто занимается не земным проблемами, а небесными. Ему подариличашу, как лучшему среди мудрецов, но тот отправил его Солону, тот отправил ее еще кому-то и в итоге онавозвратилась к Фалесу.Другая легенда: Фалес шел по улице и провалился в яму. Было символичным то, что он размышлял обабстрактном, но плохо ориентировался в конкретной жизни (не разглядел яму под своими ногами). Наука,философия и повседневная жизнь взаимно противоречат друг другу.Фалес совмещал в себе математика и философа. Затем наступила дифференциация: ни один математик неможет знать философию и наоборот.Чтобы заниматься наукой, не надо заниматься бизнесом. Потому что свободное время не бесконечно. Служить можно либо Богу, либо деньгам, а чтобы служить Богу, надо быть голодным.Философия и наука сливались вместе. Они разделились, когда один человек перестал усваивать всё. Дифференциация наук происходит тогда, когда она не умещается в мозгу одного человека.

Пифагор

Пифагор (−580...−500). «Есть боги, есть люди, есть люди подобные Пифагору» — Пифагор был высокомерен (в отличие от скромного Фалеса). Пифагор сочетал в себе политического деятеля и философа. Пифагор 20лет путешествовал по Азии, был в Егип

те. По приданию там он сидел в тюрьме, но благополучно возвратилсяв Грецию и стал пропагандировать новый взгляд. Он вступил в секту орфиков. Это такое объединение людей,типа наших хиппи. Они ставили себе задачу жить весело, злоупотребляли алкоголем. Пифагор навел срединих железную дисциплину. потому что он был очень властным. Он превратил этих орфиков в математическоеобщество, создав математическую школу пифагорейцев.Пифагор был авантюристом. Когда пифагорейцев стало много, он взял власть в городе Кротоне. Но онипродержались не долго, и Пифагор был вынужден бежать.Пифагор говорил, что «истинный мудрец, это Бог. Все мы — только философы — любители мудрости»(«филос» — любить, «софос» — мудрость).Что касается философии Пифагора, то он привез из Индии идею переселения душ. Сам Пифагор говорит, чтоон помнит, что был царём, орлом. Кроме того, утверждал что небесные тела двигаются по хрустальным сферам,издавая музыку, и только он ее слышит. Утверждал что у него золотое бедро. Истинно философская заслугаПифагора состоит в том, что он разделил мир на «приходящий, чувственный, эфемерный, и мир-Космос, мирзаконченный». Именно Пифагор ввел идею Космоса. Все это очень несовершенно. По Пифагору, это абсолютносовершенная часть мира. Пифагор не поверил бы, если бы ему сказали что на Солнце есть пятна, а на Лунеесть кратеры. По его мнению, небесный мир совершенен. Планеты — идеальные шары. Для него Космос —перенесение математики на окружающий мир. Собственно говоря, понятие Космоса потом было перенесено вреальный мир.После Пифагора началась бурная математическая жизнь. Пифагор был родоначальником философии математики. Он говорил что знание есть мнение. Единственное знание есть математика. Все остальное это мнение.Учение о числе и фигурах. Потому что наши высказывания о числах и фигурах нельзя приписать никакойлжи. Так говорил Иолай, ученик Пифагора. Человек чувствами постигает мир, а разумом — законы Космоса.Поэтому математика безупречна. С Пифагором связывают такое утверждение: все есть число. Пифагор считалчто все можно свести к числам и их отношениям. Знакомство с сочинениями Аристотеля, показывает чтотезис «всё есть число» имеет более тонкий смысл. «Числа есть некоторая глубинная субстанция. Не воздух,огонь или вода, а числа лежат в основе мироздания». Это достаточно важно — разделение мира чувственногои мира постигаемого, чувственной реальности и космоса, разделение истинной математики и мнения о мире.За почти 1000 лет своего существования пифагорейцы создали очень много. Пифагорейская школа была подвергнута критике философией Аристотеля, который стал более популярным, чем Пифагор. Его точка зренияпостепенно стали приобретать известность, а пифагореизм стал склоняться к упадку. Но это и не удивительно,поскольку всякую, даже мощную теорию, можно вытеснить, создав более сильную теорию.

 Гераклит Эфесский

Гераклит Эфесский (Эфес — современная Турция). Занимался только мудростью. Был похож на Пифагора в смысле своего аристократизма. Он поражался низменности окружающих его людей. Это был плачущийфилософ — он плакал, глядя на то, как живут другие люди.Он думал, что можно воспитать достаточно количество разумных людей, но это не получалось, потому чточеловек грешен по своей природе.

Известно, что Джордано Бруно черпал свои идеи из учения Гераклита. Гераклит утверждал, что главной субстанцией является огонь. Огонь вспыхивает, затухает, и от этого в нашем мире происходят все процессы.От Гераклита осталось около 200 фрагментов его текстов. И мы можем воссоздать его идею. Мир есть огонь.Космос в его понимании — это Логос (некоторый всеобщий закон). Логос — динамика мира. Мир все времяразвивается. Логос — общий закон по которому развивается мир. Логос — это второе решающее понятие в греческой философии. Логос — это меняющийся Космос, потому что это есть огонь. Мир не создан никем из людей,и никем из богов. Мир есть огонь, который в соответствии с Логосом, мерами затухает, и мерами возгорает.

Что заставляет философа меняться, двигаться? В сравнении с огнем это, конечно, некоторая метафора,сравнение. Сама метафора, конечно, не так важна. Гераклит почувствовал, что его жизнь противоречива. Онпочувствовал, что ничего не появляется без противоположного. Взаимодействие противоречий толкает мир.Учение о борьбе противоположностей. Диалектика — учение о развитии. В философии Гераклита впервые

появилась диалектика. Это было важным шагом в философском развитии. Жизнь противоречива, и что ничего не появляется без своего отрицания. Развитие через единство и борьбу противоположностей — это и естьдиалектика.

• «Весь мир для смертных, смертное бессмертно, и всё такое».

• «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

• «Война — это нормально, потому что мир возникает через вражду».

Более того, Гераклит написал о Пифагоре весьма нехорошие слова: Пифагор собирал знания и мнения

разных людей и выдавал их за собственную мудрость. Много знания ума не прибавляет, считал он.

Умнейший из философов древней Греции, Аристотель, говорил что с такими людьми, как Гераклит, спорить нельзя.

Как мы потом увидим, эта же идеология перешла в философию 19 века.

Кроме того, Гераклит выдвинул идею о процессе познания. Душа есть часть огня. Есть идея, и познание вчеловеке — от внутреннего огня. Влажная психея (душа) не способствует познанию. Душа хорошо познаёт, еслиона сухая.

Парменид, Зенон

Достоинство греческой философии заключается в постоянной дискуссии.

Парменид поддержал Пифагора в идее постоянного космоса. Парменид известен теорией неподвижногобытия. Более точно, есть неподвижный мир, идеальный и совершенный. Парменид в книге «О природе вещей»критиковал диалектику: «Одна голова у них говорит да, а вторая — нет. Учение Гераклита противоречиво, поэтомунесерьёзно».

Особая ценность Парменида состоит в ясной формулировке идеи, очень важной для греческой философии,суперрационализм. Представьте, что кто то у вас защемил палец дверью. Вы чувствуете эту боль. А рядом стоитмудрец, и неопровержимо доказывает что вам хорошо. Вы должны слушать доказательство и блаженствовать.

Только разум может генерировать знание.Если что то доказано, то это есть на самом деле. А то что мы чувствуем, это только нам кажется. Этаидея и называется суперрационализмом. Только разум достоин уважения. Чувства такого уважения недостоин.

Парменид известен парадоксами, которые сводились к доказательству. У него был ученик, Зенон. Парадокспро Ахиллеса и черепаху придумал Зенон. Парадокс о стреле: стрела в данный момент времени неподвижна.

Поскольку всё время состоит из моментов, то [суммируя их], получаем, что стрела не движется. Но мы-точувствуем что она движется. Значит, наши ощущения на самом деле нас подводят.

Мир неподвижен. Это мы только чувствуем, что он движется. Сейчас люди понимают, где ошибки в этихрассуждениях. Тогда это понимал только Аристотель, и был совершенно прав. Он говорил так: «нельзя моментувремени приписать движение». Это, кстати, довольно глубокая идея о понимании того, что есть скорость.

Эмпедокл

Эмпедокл (−483... −423). Он был похож на Пифагора, превозносил себя. Думал, что после смерти станетбогом. Когда понял, что умирает, бросился в вулкан, но вулкан выбросил его сандалию (боги не приняли его ксебе).

Признавая все четыре элемента мироздания, он внёс некоторый этический момент, считая что за их движением следят любовь и ненависть. Таким образом, он видел за Космосом некоторое личностное начало. Любвии ненависти придается космический характер. Люди живут в круге времен. В некоторые времена преобладает любовь, в некоторые ненависть. Есть времена когда любовь превращается в ненависть, есть времена, когданенависть в любовь. Иначе говоря, есть четыре стадии бытия.

Эмпедокл предвосхитил теорию эволюции: природа породила руки, ноги, глаза и т. п.. Они летали покосмосу, и потом стали соединяться в самые разные конфигурации. Плохие конфигурации отмерли, осталисьлюди.

Ещё одна важная идея: свет — это как звук, но распространяется быстрее — высказана идея о конечностискорости света.

Вопрос 3. Сократовский поворот в философии.

 

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469–399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сократ философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Он принимал активное участие в общественной жизни Афин: воевал, защищал в суде неправедно осуждённых на смерть стратегов, в том числе сына своих друзей Перикла и Аспазии. Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, спас его жизнь в бою. Алкивиад, ставший тираном и свергнутый впоследствии – возможно, и был отчасти причиной, по которой суд афинского демоса предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут пыткам, а добровольно выпил яд.

 

Сократ и софисты. Натуралисты пытались найти решение проблемы: "Что такое природа и последняя реальность вещей?". Сократа мучает проблема: "В чем природа и последняя реальность человека?", "Что есть сущность человека?"

 

В этом его взгляды отчасти схожи со взглядами софистовi, наиболее известным из которых был Протагор, родившийся в Абдерах между 491-481 гг. и умерший в конце V в. до н.э. Путешествуя по всей Греции, он несколько раз останавливался в Афинах, где имел огромный успех. Его высоко ценили политики (Перикл даже поручил ему подготовку законопроектов для новой колонии в Фуриях в 444 г. до н.э.). "Антилогии" - его основное сочинение, о котором известно лишь в преданиях.

 

Базовое положение Протагора аксиоматично: "человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют" (принцип человека-меры). Этим принципом Протагор провозгласил единственным критерием истины – суждения человека, индивидуума: "каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя". Ветер, что дует, к примеру, теплый или холодный? Ответ в духе Протагора должен быть таким: "Кому холодно, он холодный, кому нет, теплый". А если так, то ни одно, ни другое не ложно, все истинно (по-своему верно). То есть, нет единого взгляда на идею – любая мысль трактуется и воспринимается каждым человеком по-разному, и люди никогда не договорятся, так как и жизненные условия у всех разные. Сократ же полагал, что это не так, что люди способны увидеть какое-либо понятие совершенно одинаково и договориться.

 

Сократ соглашался с софистами в том, что дискуссия, спор (в виде вопросов и ответов на них) необходимы. Но, если для Сократа цель спора – поиск единой истины, то для софистов – это бой, в котором главное победить противника силой аргументов - поскольку объективной истины не существует, прав тот, кто смог доказать свою правоту остальным.

 

Софистов укоряли в бродяжничестве, в неуважении к родному городу, привязанность к которому была для греков до этого времени своего рода этической догмой. Для Сократа это тоже было так, настолько, что он принял приговор, осудившего его на смерть города и не воспользовался возможностью побега.

 

Что есть сущность человека? Отвечая на этот вопрос Сократ говорил, что человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. А под "душой" Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это "я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность.

 

Если сущность человека - это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. "Что это - повеление Бога, - читаем мы в "Апологии", - я убежден, и не мог бы большей услуги оказать я своему городу, чем приняв эту обязанность, возложенную на меня Богом. Нет другой истины, которой я гляжу в лицо, и в которую вы не можете не верить, юноши и старцы, что не о теле

 

вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели - богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства".

 

На вопрос "Что есть человек?" невозможен ответ, что "это тело", скорее, это "то, чему служит тело". Но то, чему служит тело, есть душа (понимающая, интеллигибельная), "psyche". Вывод неизбежен: "душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя".

 

Новый смысл "добродетели" и новая шкала ценностей. Добродетель, по Сократу, не может быть ничем иным как тем, что делает душу благой и совершенной, т.е. тем, что она есть по природе. А это - знание и познание, в то время как порок - лишенность знаний, а значит, невежество. В сократическом диалоге Платона «Алкивиад Первый», описывается беседа Сократа с Алкивиадом о том, что человеку стоит отказаться от претензий на власть, пока он, преодолев свое самомнение, не научится, познавая себя в общении с другими, добродетелям рассудительности и справедливости. В ходе диалога о понятии справедливость они понимают, что Алкивиад не понимает истинного значения этого слова. Сократ делает вывод: "ты сожительствуешь с невежеством, мой милейший, причем с самым крайним... Но ты в этом не одинок; то же самое происходит со многими, берущимися за дела нашего государства", и призывает его, осознав свое незнание, совместно учиться, "вместе искать путь к наивысшему совершенству"

 

Сократ в определенном смысле совершает переворот в традиционной системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними, (как то: богатство, сила, слава), еще менее с телесными, (жизнь, физическое здоровье, красота, мощь), но лишь сокровища души суть ценности, которые вместе составляют "познание". Это не значит, что традиционные ценности вмиг обесценены, а значит лишь то, что "сами по себе они больше не имеют ценности". Станут они ценностями или нет, зависит от того, используются ли они со знанием или без него.

 

Богатство, власть, слава, здоровье, красота "не могут быть по собственной природе благами как таковые, но, скорее, выходит так: если они ведомы невежеством, то способствуют злу наибольшему, противному им самим, ибо более действенны в дурном направлении; если же, напротив, управляемы рассуждением, наукой и познанием, то становятся благами наибольшими; сами по себе ни одни, ни другие, цены не имеют".

 

Открытие понятия свободы. Сократ связал понятие свободы с "самообладанием", "enkrdteia" [129]; Самообладание - это способность обуздать собственные животные инстинкты. Это и есть настоящая свобода – способность подниматься над своим животным началом и не идти на поводу у инстинктов.

 

Добродетель – единственный источник счастья. Счастье, по Сократу, проистекает не из тела, или чего-то внешнего, но из души. Душа счастлива тогда, когда она упорядочена, виртуозна, добродетельна. "По мне, - говорит Сократ, - лишь добродетельный, женщина ли, мужчина ли, счастлив; неправедный и злонамеренный - несчастлив всегда". Как болезнь и страдание физическое - беспорядок и дисбаланс тела, так духовный порядок и внутренняя гармония души составляют ее счастье.

 

Проповедь ненасилия. Обвинение Сократа на суде состояло в том, что он «не верил в местных богов», так как он верил в Бога Высшего. Он защищался в суде, но не сумел убедить своих сограждан в своей правоте. Сократ считал, что если он не достиг цели разумными убеждениями, то совершать насилие, сопротивляясь приговору бесчестно. Эту мысль он подкрепил самим фактом своей смерти.

 

Устами Сократа Платон говорит: "Не следует ни избегать, ни удаляться, ни оставлять своего места, но в войне и в трибунале, в любом другом месте следует подчиняться приказу своего города и отечества, или же убеждать, в чем состоит справедливость; использование же насилия кощунственно".

 

Что такое Бог? Бог Сократа - это разум, который понимает все без исключения, это упорядочивающая активность и Провидение. Тело человека – идеальное творение, и естественно, видеть рядом с творением его творца. Однако, сила, сотворившая его – ненаглядна, но и душа человека, хотя и разумна, невидима. Но никто не может сказать, что действия наши абсолютны случайны. Душа и разум сближают человека с Богом. Т.о. мир и человек созданы таким образом, что они могут быть объяснены лишь одной адекватной причиной: силой упорядочивающей, финально определяющей и потому разумной.

 

"Даймонион" Сократа. Среди главных пунктов обвинения Сократу был вменен умысел введения новых демонов, новых божественных существ. В "Апологии" Сократ говорит: "Причина та, что... часто в разных обстоятельствах мне был слышен, голос, знакомый с детства, божественный и демонический, который мне запрещал делать то, что я уже почти готов был сделать". "Даймонион" [101] Сократа, стало быть, это божественный голос, который запрещал определенные вещи, из чего можно заключить, что речь идет о некой привилегии, которая спасает в случае опасности, предохраняет от негативного опыта.

 

Исследователи по-разному трактовали «даймонион»: голос совести, демоническое чувство – спутник гения, просто ирония Сократа по поводу демонов. «Даймонион» не возвещает истину, не советует, а прямо запрещает. Как, например, запретил ему заниматься политической деятельностью. Т.о. можно предположить, что это своего рода внутренний страж Сократа от втягивания во вредную для него деятельность.

 

Метод Сократа. Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика): искусство определять понятия при посредстве наведения. Метод заключался в постановке вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа. При этом оппонент, познавая себя, часто сам вынужден был признать, что смешон. Платон описывал метод Сократа так:

 

"Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным... от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сам Бог вынуждает меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной Бога, который им это разрешал. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден - я и Бог".

 

Заключение: Открыв сущность человека как душу, «психе», Сократ считал, что главной задачей не только философа, но и любого человека является освобождения ее от иллюзии знания, поверхностности суждений, и приведения ее к принятию истины. Воспитание души требовало заглянуть в себя, выдержать своеобразный «экзамен души», подвести итоги своей жизни.

 

По свидетельству Платона "Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа".

 

Именно в этом самоотчете по поводу собственной жизни и в указании на истинный смысл жизни, придающий ей ценность, и заключалась специфическая цель сократического метода. Указание на душу как сущность человека, на познание как истинную добродетель, на самообладание как внутреннюю свободу: все эти положения этики Сократа провозглашали автономию индивида как такового.

 

Заставить Сократа молчать (хотя бы и мертвого) для многих означало положить конец этому принуждению испытывать свою душу. Однако процесс, начало которому положил Сократ, уже набрал силу, став необратимым, пресечь его физической расправой было невозможно. Имея это в виду, Платон вкладывает в уста Сократа пророчество:

 

"Говорю вам, сограждане, что, меня убивая, на себя ниспосылаете месть, что уже идет сразу же после моей смерти, куда более тяжкая, чем та, что вы посылаете мне, убивая меня. Сегодня вы это делаете в надежде освободиться от необходимости отдавать отчет в собственной жизни, но все произойдет наоборот: я вам предсказываю. Не я один, а многие потом спросят вас об этом и предъявят счет: все те, кого я до сих пор опекал, кого не замечаете вы. И столько же строптивцев объявится, сколько сейчас видите молодых, коими вы пренебрегаете. А ежели, полагаете вы, убивая меня, помешаете кому бы то ни было разглядеть весь срам вашей неправедной жизни, то подумайте лучше. Да не избавиться вам от них таким путем: невозможно это, да и не хорошо это; другой путь есть наипростой и наилучший, не затыкайте рты чужакам, а внимайте им, дабы совершенствоваться вечно в добродетели".

 

i Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток[1], мастер, художник, создатель[2]») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философского направления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение[3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: