Экономическая мысль России в XVII В

 

В 17 в. начинается новый этап в развитии русской ЭМ.

Новое в развитии
русской ЭМ   17 в.

•ясное понимание и обоснование необходимости ликвидации экономического отставания России от других, более развитых европейских стран;  
• предмет исследования – народное хозяйство в целом, а не отдельные его отрасли;  
•единое понимание направленности экономических реформ: – создание отечественной промышленности, собственного торгового флота и развитых путей сообщения, – развитие внутренней и внешней торговли, – развитие сельского хозяйства, – реорганизация финансовой системы;  
•постепенное осознание преимуществ вольнонаемного труда по сравнению с принудительным трудом крепостных. Вместе с тем феодально-крепостническая основа общества рассматривалась как естественная и незыблемая, и экономические преобразования должны были проводиться при сохранении принудительного труда крепостных крестьян;
•признание значительной роли государства в проведении экономических реформ: до экономистов 17 в. этот вопрос вообще не ставился.

 

 Время образования русского централизованного государства почти совпадает по времени с формированием централизованных монархий Западной Европы – в Англии, Франции, Испании.

17 в. в России – это период начала процесса первоначального накопления капитала;
углубление ОРТ, развитие товарного производства создавали условия для формирования всероссийского рынка.
  

Исторические условия зарождения капиталистических отношений имели
"русскую специфику"

в странах Западной Европы значительную роль в переходе к капитализму сыграла внешняя торговля благодаря Великим географическим открытиям в России становление капитализма шло на феодальной основе, в условиях усиления крепостничества: именно в 17 в. было законодательно оформлено полное закрепощение крестьян (Соборное уложение 1649 г. отменило Юрьев день). Первоначальное накопление капитала происходило за счет крестьянства при посредстве государства путем превращения мелкого производителя в купца, а затем – в промышленного капиталиста.

 

Впервые идеи меркантилизма появились в России в годы царствования Алексея Михайловича (1645-1676) [1629 – 1676 – годы жизни], а в Европе они уже потеряли свою актуальность.

   

Юрий Крижанич (1617 – 1683)

хорват, католический священник; представитель позднего меркантилизма
С целью составления русской грамматики и словаря дважды приезжал в Россию – в 1647 и 1659 гг. Во второй приезд он рассчитывал войти в круг ближайших советников Алексея Михайловича, чтобы склонить его принять католическую веру для объединения "растерянных" славян, страдающих от "окаянства" турок и немцев. Но Ю.Крижаничу не только не удалось это сделать, но по неизвестным причинам он был арестован и в 1661 г. сослан в "почетную" ссылку в Сибирь, в Тобольск, где пробыл 15 лет. После смерти Алексея Михайловича в 1677 г. его отпустили на родину.

Основная работа

Политические думы (Политика),1661 – 1664

Она не получила огласки, была сдана в царскую библиотеку и опубликована только в середине 19 в.
Это было первое сочинение в ряду "литературы проектов" российского меркантилизма, рассчитанной на исключительное внимание монарха, обладающего самодержавной властью.

Опираясь на концепции итальянских меркантилистов и первых протекционистов Германии, Ю.Крижанич разработал широкую программу экономических и политических реформ в России, которой отводил роль освободительницы всех славян. Эти реформы включали мероприятия в области государственного устройства, промышленности, сельского хозяйства, торговли, финансов.

     

 

  В своих социологических воззрениях Ю.Крижанич исходил из идеи "общего блага", реализацию которой связывал с самодержавием, считая его идеальным государственным устройством. Он полагал, что феодально-крепостной строй должен оставаться незыблемым и неприкосновенным.

  

 Ю.Крижанич выделяет 3и сословия (по выполняемым "обязанностям") в России 17 в.:

 

церковники обязаны Молиться Богу и заботиться о спасении души"
благородное сословие князья, должностные лица, военачальники – "объяснять волю царя остальным сословиям и вершить правление"
простой народ люди на жалованьи, торговцы, ремесленники, земледельцы – "выполнять трудную работу и прислуживать"
над всеми стоит царь божий наместник на земле, не подвластный никаким законам

 

 Для процветания государства нужно "хорошее правление":  там, "где законы хорошие – там и подданные довольны, и чужеземцы хотят туда придти, а где законы жестоки – там и свои собственные подданные жаждут перемены правления и часто изменяют, если могут, а чужеземцы боятся приходить". В качестве "главных помех" он считает дурные законы и чужеземное насилие.

 

• торговая политика должна защищать интересы отечественного производства –                                   больше вывозить и меньше ввозить: – сторонник вывоза готовых изделий и   противник: а) ввоза тех товаров, которые могут быть произведены в стране,                         б) ввоза предметов роскоши (это прямой вычет из доходов от внешней                             торговли),                          в) вывоза сырья, хлеба, продовольствия, т.к. это связано с проблемой                              народонаселения.    
• для защиты отечественной торговли Ю.Крижанич предлагал ввести государственную монополию внешней торговли, что позволило бы осуществлять посредничество между восточными странами (Персией, Турцией) и западными;  
• для поощрения русских купцов он рекомендовал выдавать беспроцентные ссуды;  
• подчеркивал значение свободных и хороших дорог и гарантии провоза грузов, т.е. охраны грузов (в России "мучительные пути" из-за болот, лесов, разбойных нападений);  
• для решения проблемы выходов к морюЮ.Крижанич призывал московского царя к завоеванию Крыма ("Перекопской державы"), установлению контроля над Каспийским морем, поиску северо-восточного морского пути от заполярной Мангазеи до Индии.  
Эти идеи Ю.Крижанича соответствовали теории торгового баланса позднего меркантилизма. Но в отличие от западных теоретиков он убежден, что активный торговый баланс – не единственный источник богатства. Более стабильные доходы государство может получить, развивая промышленность, земледелие, ремесло, горное дело, флот.  
• значительную роль в развитии мануфактурного производства и ремесла Ю.Крижанич отводил государству, которое предоставило бы для этого необходимые средства. По его мнению, ремесленное производство должно быть организовано по договору с государством и за соответствующую плату.    Интересна мысль о рациональном размещении ремеселпо стране с учетом географических условий и близости источников сырья, причем новые ремесла должны быть монополией отдельных городов, защитив их таким образом от иностранной конкуренции. Ю. Крижанич считал целесообразным привлекать на работу в Россию иностранных мастеровдля обучения русской молодежи, связывая обучению ремеслу с возможностью получения личной свободы.        
• большое внимание уделяется развитию земледелия как основы всего богатства, т.к. земледелие кормит и обогащает всех и себя. Поэтому он считает необходимым развитие различных земледельческих промыслов (шелководство, рисоводство, виноградорство, табаководство), обеспечение земледельцев средствами производства.

 

 

• в "Политике"
содержатся
 высказывания
по ряду
общетеоретических
проблем:

общественное богатство трактуется: а) как сумма материальных благ; б) многолюдность: "не тот король богаче, у кого больше    золота, а тот, у кого больше людей";
различает номинальное и реальное содержание монеты,т.е. функцию меры стоимости и масштаб цен; выступает против порчи монет;
раскрывает структуру издержек производства, или цены товара – государственной "указной цены": – "первоначальные" затраты на товар, – транспортные расходы, – заранее регулируемая средняя прибыль, – пошлина (оплата труда торговца за хранение товара                    в торговых помещениях)  

 

Ю. Крижанич:
1) призывал власть думать о сохранении и приумножении народа,
2) устранить разорительное налогообложение: проводить налоговую политику,
   учитывающую имущественное состояние налогоплательщика,
3) выступал за использование казны на нужды народного хозяйства вместо царской
   политики тезаврирования.

 

Выводы

• Ю.Крижанич не был последовательным меркантилистом. Он писал свои проекты для аграрной страны, какой была Россия в 17 в. Поэтому кроме рекомендаций по развитию отечественной промышленности и торговли много внимания уделял земледелию как основы всякого богатства;
• внешняя торговля рассматривалась им как средство развития промышленности и сельского хозяйства.

 

Наиболее  талантливым выразителем
 идей меркантилизма в России был Афанасий Лаврентьевич
Ордин-Нащокин(1605 – 1680).

псковский дворянин (воевода Пскова), глава Посольского приказа, крупный землевладелец
Вся его преобразовательная деятельность была направлена на преодоление экономической отсталости России, укрепление ее самостоятельности и независимости
Основные документы, в которых отражена экономическая программа А.Ордин-Нащокина

Псковское положение 1665 г.

Новоторговый устав 1667 г.

В этих документах он выступает как защитник купечества от засилья иностранных торговцев, рассматривает торговлю как важнейшую статью дохода Российского государства; отстаивает сословный характер торговли, считал необходимым объединить все купечество в товарищества и организовать специальный

Приказ купецких дел.

     А.Л.Ордин-Нащокин считал торговлю благородным, "положительным делом", полагая, что "торговыми промыслами государства богатеют". Это – о внешней торговле.

Став воеводой Пскова (1665 г.), он предложил ввести купеческое самоуправление, оставив за воеводой лишь функции общего надзора. Этот план базировался на трех "Памятях" (письмах) купеческим старостам Пскова, написанных А.Ордин-Нащокиным
в апреле 1665 г., которые впоследствии стали основой Новоторгового устава 1667 г.

     

   

Структура Новоторгового устава введение, 94 статьи и 7 статей приложений  

Источники

• Псковское положение 1665 г. – "Памяти 1665 г." (материалы                                                                                 городской реформы) • местные уставные грамоты 16 – 17 вв. и особенно Таможенный                                                                                     устав 1653 г. Они отразили процесс формирования всероссийского рынка, условия внутренней торговли, подчеркивали необходимость ввоза валюты и удержания золота и серебра в стране. • многочисленные челобитные торговых людей (1627, 1635, 1646, 1649 гг.) • "обидные дела" русских купцов с иностранными.  
Все челобитные подчеркивают распространение иностранной торговли: иностранные купцы постоянно живут в русских городах, ведут розничную торговлю по амбарам и лавкам, хорошо знают состояние русского рынка и пользуются этим в своих интересах. По сути иностранные купцы захватили русский рынок и обмен с заграницей, оттеснив отечественных экспортеров, от чего для русских торговых людей "стала скудость великая".  

 

Новоторговый устав • протекционистский характер; • цель – сосредоточение внутренней торговли в руках русских купцов-оптовиков.
1. Ограничения для иностранных купцов • запрет на торговлю во внутренних городах России – только в Архангельске, Новгороде, Пскове (пограничных городах). Для торговли за пределами этих городов требовалась специальная грамота; • запрет на торговлю с приезжими из других городов русскими купцами – только с посадскими людьми пограничных городов; • запрет на беспошлинную торговлю иностранных купцов между собой и на розничную торговлю; • свободная торговля, причем только оптовая, для иностранных купцов разрешалась только на ярмарках, проводимых 2 раза в год.  
2. Введение "устáвной цены" на отечественные товары лишало иностранцев возможности произвольно снижать цены на русские товары.
3. Таможенные пошлины • для иностранных купцов устанавливались пошлина в размере 6 % от продажной цены и проезжая пошлина − 10 %. Некоторые товары (предметы роскоши) облагались еще выше (с вина – 15 %); • для русских купцов устанавливалась "рублевая пошлина" в размере 5 %. От уплаты пошлины освобождались русские купцы, покупавшие товары в том городе, где жили. Приезжавшие из других городов были обязаны платить пошлины.
4. Меры по привлечению в страну золота и серебра • иностранцы должны были оплачивать 1/3 стоимости закупаемых товаров в инвалюте – золотыми и ефимками (серебряные иохимсталеры): 1 золотой = 1 рубль                                 1 ефимок = 0.5 руб. Вырученные от продажи ефимки должны были обмениваться в "таможенной избе" на русские деньги из расчета 1 фунт ефимков = 7 руб. Для перечеканки ефимочного серебра предлагалось организовать в Пскове Монетный двор, что приносило бы государству значительный доход (около 28 % прибыли); (взимание с иностранцев более высоких пошлин, причем только в инвалюте – золотыми и ефимками) • запрет на вывоз золота и серебра купцами восточных стран (запрет оплачивать золотом и серебром товары, покупаемые у персидских купцов – "кызылбашей"); • валюта, привозимая иноземными купцами для закупки товаров, не облагалась пошлиной.

5.контроль не только количества, но и качества привозимых товаров

(ставилось клеймо);

учет торговых сделок, заключаемых на ярмарках русскими купцами как друг

  с другом, так и с иностранцами.

 

 

ВЫВОД: 1) система мер по привлечению золота и серебра, 2) строгая регламентация торговли, 3) ограничение ввоза предметов роскоши, 4) использование пошлин в фискальных целях   это составляющие теории "денежного баланса"периода раннего меркантилизма, получившие отражение в российской действительности 17 в.

Однако политика меркантилизма А.Ордин-Нащокина не была самоцелью, а была вызвана настоятельной необходимостью решить денежную проблему, имевшую огромное значение для России того времени.

Определяющим в его экономической политике было стремление к ликвидации экономической и культурной отсталости России, борьба против засилья иностранного торгового капитала, за укрепление русского торгового капитала и создание отечественной

промышленности для удовлетворения внутренних потребностей и уменьшения импорта.

   

Он принимал активное участие в организации различных мануфактур – бумажных, стекольных, кожевенных, а также в создании металлургических и металлообрабатывающих предприятий. Это отличает его от западных меркантилистов, которые рассматривали национальную промышленности только
 с точки зрения экспорта.

Кроме того, одной из первостепенных задач А.Ордин-Нащокин считал создание условий для расширения прежде всего внутреннего товарооборота. Он высказывался за создание русского флота на Западной Двине и Волге, предприняв некоторые попытки
в этом направлении, стал организатором первых почт в России.

 

Такая программа соответствовала интересам дворянства и купечества и не выходила
за рамки феодально-крепостнического строя, содействуя укреплению русского абсолютизма.

Систематически и последовательно борясь за ее реализацию, А.Ордин-Нащокин был прямым и непосредственным предшественником Петра I.

 

В своей государственной деятельности А.Ордин-Нащокин исходил из того, что народное хозяйство представляет единое целое и его отдельные отрасли находятся в теснойвзаимосвязи. Такое понимание отличает его от многих его предшественников, фиксировавших внимание на отдельных вопросах, отдельных отраслях экономики.

Высказываясь за активное вмешательство государства, он в то же время резко выступал против ограничения личной инициативы.

А.Ордин-Нащокин первым из русских экономистов поставил вопрос о развитии частной инициативы и предпринимательства.

 

Придавая большое значение использованию положительного опыта передовых западноевропейских стран ("не стыдно навыкать доброму со стороны"), 

А.Ордин-Нащокин был противником слепого подражания и раболепия
перед заграничными порядками и обычаями.

Он неоднократно высказывал мысль о необходимости считаться с конкретными запросами русской жизни при заимствованиях на Западе": Какое нам дело до иноземных обычаев, их платье не по нас, а наше не по них".

 

 

Петр I  (1672 – 1725    годы жизни,  1682 – 1725 годы правления) не был автором специальных работ и сочинений, но активно проводил в жизнь политику меркантилизма. В то время такая политика была прогрессивной и отвечала потребностям России начала 18 в., имея определенное сходство с кольбертизмом.

 

Программа экономических преобразований Петра I включала: • насаждение крупной промышленности и содействие развитию ремесла, • содействие развитию внешней и внутренней торговли, • содействие развитию сельского хозяйства, • расширение водных путей сообщения, • укрепление финансов.  

 

До второй половины 17 в. экономические функции государства ограничивались фискальными задачами – сбором налогов и поборов с населения. Затем государственная власть включает в круг своих интересов вопросы развития производительных сил страны.

Петр I считал, что кроме хозяйственной деятельности, государство должно всемерно поощрять частную инициативу и предпринимательство, учить своих подданных правилам рационального хозяйствования и разумной экономии.

 




























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: