Тип туризма определяется национальной принадлежностью туризма:
- внутренний
- въездной
- выездной
Категории туризма:
- туризм в пределах страны (внутренний + въездной)
- национальный (внутренний + выездной)
- международный (выездной + въездной)
Формы туризма - типы организации туристской деятельности человека или группы людей. Таковыми могут быть индивидуальный и групповой туризм.
Виды туризма:
*по цели поездки:
- рекреационный,
- лечебный,
- познавательный,
- деловой,
- религиозный,
- этнический,
- спортивный,
- экзотический,
- учебный,
- шоп-туры,
- экскурсионный,
- экологический,
- развлекательный,
- хобби-туры,
- таймшер,
- агроэкотуризм.
*по способу организации: организованный, неорганизованный.
*по продолжительности: краткосрочные (до 7 дней), долгосрочные, транзитный.
*по используемым транспортным средствам (авиа, авто, морские судна, поезда…)
*в зависимости от возрастной категории (детский, молодежный)
*по интенсивности тур. потоков: постоянный, сезонный.
|
|
*по числу участников: индивидуальные (до 5 чел), семейные, групповые (больше 5 чел).
*по способу финансирования: коммерческие (высокие, средние доходы), социальный.
Понятие и содержание категорий тур продукт и тур услуга
Совокупность результатов экономической деятельности в туризме – реальные товары, которые выступают в виде тур услуг и тур продуктов.
Как правило, тур. продукт включает услуги материального и нематериального характера, а потребительские качества этих услуг удовлетворяет желания и потребности туриста.
Особенности тур. продукта:
- нематериальность и неосязаемость
- невозможно хранить, не может быть сохранен для дальнейшей продажи
- изменчивость, т.е. его качество зависит от того, кто предоставляет? где? как?
(для уменьшения изменчивости предлагаются стандарты обслуживания – это комплекс обязательных для использования правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производственных операция).
- неразрывность производства и потребления
Тур продукт в зависимости от оригинальности, востребованности, цены может содержать в себе кол-во составляющих элементов.
Тур услуга – своеобразны, целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туризма и не принимающая, как правило, материальные формы.
Данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого назначения.
Группы услуг:
* гостиничные и ресторанные
* в области транспорта, складского хозяйства, связи
* спортивное и вспомогательное транспортное обслуживание
* услуги туроператоров, турагентов
|
|
* услуги по аренде, прокату машин и оборудования
* в области с/х (охота, рыбалка)
* коммунальные, социальные, персональные услуги
* гос. управление и др. услуги
* соц. страхование
* в области культуры, спорта, рекреации
* в области развлечений
Тур – комплекс различных видов услуг, объединенных главной целью путешествия, предоставляемых в определенный срок по определенному маршрут с заранее установленной программе.
Тур – первичная продажная единица (товарная форма), которая допускается с первого обращения
3 элемента тур. продукта:- туры объединенные по целенаправленности, - туристско-экскурсионная услуга различных видов, -товары тур. сувенирного назначения.
Качество тур продукта формируется разнообразными факторами. Поскольку, тур. продукт – это совокупность сложных элементов удовлетворять потребности туристов и представляющие собой результат усилий предприятия.
Туристская индустрия
Туристская индустрия — совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материально-технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:
• организаторов туризма — туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);
• предприятия, предоставляющие услуга по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и т.д.);
• предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);
• транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);
• экскурсионное бюро;
• производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);
• предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);
• предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);
• учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипед. клубы);
• органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации); учебные, научные и проектные учреждения.
Статистика туризма
В соответствии с рекомендациями ВТО статистика международного туризма базируется на двух важных разделах: статистика туристских потоков; статистика туристских доходов и расходов.
1)К показателям туристских потоков относятся:
- количество прибытий (отбытий). Включает число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших) за определенный период времени
- продолжительность пребывания (данные группируются по цели путешествия, районам, регионам, странам и т.д.); гостиничные поездки, непосредственные поездки, транзит (10-15%), служебные поездки (29 %), постоянное местожительство (0,9 %)
2) статистика доходов и расходов
3 группы расходов:
-предварительные расходы (необходимые для подготовки к поездке)
-расходы, которые возникают во время поездки
-расходы, связанные с путешествием на те расходы (которые производятся в стране выезда по возращению).
Объем расходов определяют по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и прочего.
Структура расходов зависит отряда факторов: страна происхождения туриста; его социальное положение; место отдыха; время отдыха; продолжительность отдыха; тип размещения; форма туризма и др.
|
|
Доходы от международного туризма - расходы въезжающих посетителей, включая их платежи национальным перевозчикам, предварительные платежи за товары и услуги, полученные в стране назначения.
Международные тур расходы – расходы выезжающих посетителей в др. страны, включая их платежи иностранным перевозчикам, расходы постоянных жителей, путешествующих за границей в качестве однодневных посетителей.
Стоимость доходов от приема и обслуживания иностранных граждан определяется как расходы, приходящиеся на одного въехавшего умноженное на количество въехавших иностранных граждан. Также расчет производится для каждого типа поездок в страновом разрезе. Включают: расходы на проживание, питание, культ, обслуживание + расходы на единовременные показатели.
Стоимость расходов белорусских туристов, выезжающих за рубеж, определяется как произведение расходов, приходящихся на одного выехавшего, на количество выехавших за границу белорусских граждан.
3 группы стран по расходам на туризм:
- более 500$ на 1 жителя – Кувейт, Австрия, Норвегия, Швейцария, Сингапур.
- 150-500$ - Великобритания, Финляндия, Канада, Италия, США, Япония, Польша.
- менее 150$ - Корея, Испания, Греция, Украина, Россия, Аргентина, Таиланд.
Платежный баланс — балансовый счет международных операций, выраженный в денежной форме поступлений денежных средств и платежей.
Платежный баланс – соотношение экспорта и импорта.
Источники получения информации: таможенная статистика, статистические обзоры, статистика операции с капиталом.