Классификация туризма. Типы, виды и формы туризма

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туризма:

- внутренний

- въездной

- выездной

Категории туризма:

- туризм в пределах страны (внутренний + въездной)

- национальный (внутренний + выездной)

- международный (выездной + въездной)

Формы туризма - типы организации туристской деятельности человека или группы людей. Таковыми могут быть индивидуальный и групповой туризм.

Виды туризма:

*по цели поездки:

- рекреационный,

- лечебный,

- познавательный,

- деловой,

- религиозный,

- этнический,

- спортивный,

- экзотический,

- учебный,

- шоп-туры,

- экскурсионный,

-  экологический,

- развлекательный,

- хобби-туры,

- таймшер,

- агроэкотуризм.

*по способу организации: организованный, неорганизованный.

*по продолжительности: краткосрочные (до 7 дней), долгосрочные, транзитный.

*по используемым транспортным средствам (авиа, авто, морские судна, поезда…)

*в зависимости от возрастной категории (детский, молодежный)

*по интенсивности тур. потоков: постоянный, сезонный.

*по числу участников: индивидуальные (до 5 чел), семейные, групповые (больше 5 чел).

*по способу финансирования: коммерческие (высокие, средние доходы), социальный.

Понятие и содержание категорий тур продукт и тур услуга

Совокупность результатов экономической деятельности в туризме – реальные товары, которые выступают в виде тур услуг и тур продуктов.

Как правило, тур. продукт включает услуги материального и нематериального характера, а потребительские качества этих услуг удовлетворяет желания и потребности туриста.

Особенности тур. продукта:

- нематериальность и неосязаемость

- невозможно хранить, не может быть сохранен для дальнейшей продажи

- изменчивость, т.е. его качество зависит от того, кто предоставляет? где? как?

(для уменьшения изменчивости предлагаются стандарты обслуживания – это комплекс обязательных для использования правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производственных операция).

- неразрывность производства и потребления

Тур продукт в зависимости от оригинальности, востребованности, цены может содержать в себе кол-во составляющих элементов.

Тур услуга – своеобразны, целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туризма и не принимающая, как правило, материальные формы.

Данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого назначения.

Группы услуг:

* гостиничные и ресторанные

* в области транспорта, складского хозяйства, связи

* спортивное  и вспомогательное транспортное обслуживание

* услуги туроператоров, турагентов

* услуги по аренде, прокату машин и оборудования

* в области с/х (охота, рыбалка)

* коммунальные, социальные, персональные  услуги

* гос. управление и др. услуги

* соц. страхование

* в области культуры, спорта, рекреации

* в области развлечений

Тур – комплекс различных видов услуг, объединенных главной целью путешествия, предоставляемых в определенный срок по определенному маршрут с заранее установленной программе.

Тур – первичная продажная единица (товарная форма), которая допускается с первого обращения

3 элемента тур. продукта:- туры объединенные по целенаправленности, - туристско-экскурсионная услуга различных видов, -товары тур. сувенирного назначения.

Качество тур продукта формируется разнообразными факторами. Поскольку, тур. продукт – это совокупность сложных элементов удовлетворять потребности туристов и представляющие собой результат усилий предприятия.



Туристская индустрия

Туристская индустрия — совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материально-технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:

• организаторов туризма — туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

• предприятия, предоставляющие услуга по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и т.д.);

• предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);

• транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);

• экскурсионное бюро;

• производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);

• предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);

• предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);

• учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипед. клубы);

• органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации); учебные, научные и проектные учреждения.



Статистика туризма

В соответствии с рекомендациями ВТО статистика международного туризма базируется на двух важных разделах: статистика туристских потоков; статистика туристских доходов и расходов.

1)К показателям туристских потоков относятся:

- количество прибытий (отбытий). Включает число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших) за определенный период времени

- продолжительность пребывания (данные группируются по цели путешествия, районам, регионам, странам и т.д.); гостиничные поездки, непосредственные поездки, транзит (10-15%), служебные поездки (29 %), постоянное местожительство (0,9 %)

2) статистика доходов и расходов

 3 группы расходов:

-предварительные расходы (необходимые для подготовки к поездке)

-расходы, которые возникают во время поездки

-расходы, связанные с путешествием на те расходы (которые производятся в стране выезда по возращению).

Объем расходов определяют по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и прочего.

Структура расходов зависит отряда факторов: страна происхождения туриста; его социальное положение; место отдыха; время отдыха; продолжительность отдыха; тип размещения; форма туризма и др.

Доходы от международного туризма - расходы въезжающих посетителей, включая их платежи национальным перевозчикам, предварительные платежи за товары и услуги, полученные в стране назначения.

Международные тур расходы – расходы выезжающих посетителей в др. страны, включая их платежи иностранным перевозчикам, расходы постоянных жителей, путешествующих за границей в качестве однодневных посетителей.

Стоимость доходов от приема и обслуживания иностранных граждан определяется как расходы, приходящиеся на одного въехавшего умноженное на количество въехавших иностранных граждан. Также расчет производится для каждого типа поездок в страновом разрезе. Включают: расходы на проживание, питание, культ, обслуживание + расходы на единовременные показатели.

Стоимость расходов белорусских туристов, выезжающих за рубеж, определяется как произведение расходов, приходящихся на одного выехавшего, на количество выехавших за границу белорусских граждан.

3 группы стран по расходам на туризм:

- более 500$ на 1 жителя – Кувейт, Австрия, Норвегия, Швейцария, Сингапур.

- 150-500$ - Великобритания, Финляндия, Канада, Италия, США, Япония, Польша.

- менее 150$ - Корея, Испания, Греция, Украина, Россия, Аргентина, Таиланд.

Платежный баланс — балансовый счет международных операций, выраженный в денежной форме поступлений денежных средств и платежей.

Платежный баланс – соотношение экспорта и импорта.

Источники получения информации: таможенная статистика, статистические обзоры, статистика операции с капиталом.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: