Парный брак и парная семья

Кого люблю, тому и дарю.

(Русская пословица)

Индивидуализация брака началась в форме парного брака.

Парование. Отношения влюбленных пар санкционировались обществом. Они проистекали из взаимного влечения и носили чисто личный характер, поэтому они могли быть в любой момент прекращены по желанию любой из сторон. Даже длительное и прочное парование не ограничивало свободу индивидов: члены пары, продолжая сохранятьсвой брак,одновременно могли вступать в половые отношения с другими лицами. Общность интересов пары ограничивалась половыми отношениями. Партнеры никогда не ели вместе, у них не было никаких общих дел, они не имели обязанности помогать друг другу, не вели общего хозяйства.

Парование и дарение. С появлением избыточного продукта, превышающего жизнеообеспечивающий продукт (достаточный для обеспечения физического существования людей), каждый взрослый член коллектива был связан, по крайней мере, с одним взрослым членом другого, принадлежавшим к противоположному полу и был заинтересован в поддержании этой связи. В результате между людьми, образующими более или менее постоянную пару, начался обмен пищей, а затем и другими продуктами труда.

Когда мужчина и женщина, составлявшие пару, начали обмениваться дарами, их отношения перестали сводиться только к половым, перестали быть чисто лич­ными. Пока мужчина и женщина обменивались дарами, они имели права и обязанности по отношению друг к другу в сфере полового общения. Парование, подкрепляемое дарообменом, составляет парный брак. Дарение стабилизирует половые связи, пре­вращает пары из временных в постоянные.

Заключение брака всегда в той или иной форме сопровождалось обменом материальных ценностей ме­жду сторонами. Самый наглядный пример – обмен обручальными кольцами. С возникновением индивидуального брака все по­ловые отношения между индивидами разделились на брачные и небрачные.

Парная семья. В период действия производственных половых табу мужчинам категорически запрещалось есть пищу, приготовленную женщинами. Этот запрет обычно сочетался запрещением готовить пищу на одном огне, жить в под одной крышей с женщинами. Мужская и женско-детская группы одного коллектива стали жить раздельно, на известном расстоянии друг от друга, обособленные друг от друга и в быту.Они раздельно готовили пищу и раздельно питались.

Естественным кормильцем ребенка являлась мать. Вначале она вскармливала его своим молоком, затем брала на себя заботу об обеспечении его пищей. Само понятие матери возникло как понятие о кормильце. Напомним русскую пословицу: “Не та мать, что родила, а та, что вскормила”.

Если ребенок не мог самостоятельно взять пищу, мать брала и свою и его долю. Доля продукта, полученная матерью от обще­ства, была основным источником доли ребенка (или детей). Женско-детская группа полу­чала больше, чем отдавала, так как дети не принимали участия в производстве материальных благ, требовали заботы и внимания.

Каждая взрослая женщина, имевшая детей, была иждивителем – центром минимальной иждивенческой группы. Каждая женщина-мать заинтересована в существовании постоянной экономической связи между ней и самое малое одним взрослым мужчиной, посредством которой она могла бы получать больше, чем сама давала. Общество было заинтересовано в присоединении к матрицентрической иждивенческой группе в качестве иждивителя, кормильца, по меньшей мере, одного взрослого мужчины. Но и каждый мужчина был объективно заинтересован том, чтобы находиться по возможности в более постоянной перераспределительной связи по крайней мере с oдной взрослой женщиной.

Реализация возможности означала возникно­вение иждивенческой ячейки, состоящей из мужа, жены и ее детей, т. е. парной семьи. Для появления парной семьи необходимо было превращение существовавшего между супругами дарообмена в отношении неадекват­ного перераспределения продуктов. Когда муж начал давать жене больше продукта, чем получал от нее, он, тем самым превратился в кормильца ее детей, т. е. в их отца.

При бродячем образе жизни коллективы, составлявшие дуально-родовую организацию, могли оказаться на значительном расстояний друг от друга. Поэтому неизбежными были, с одной стороны, временное пространственное разъединение муж­ских и женских групп, принадлежавших к одному роду, с другой — столь же временное соединение мужских и женских групп, принадлежавших к разным родам. Последствием временного отрыва друг от друга мужской и женской групп одного рода и временного соединения мужской и женской групп, при­надлежавших к разным родам, было усиление экономи­ческой связи мужчины с женой и детьми жены и соответ­ственно ослабление экономических связей с сестрой и детьми сестры. Отрыв друг от друга мужских и женских групп, принадлежавших к одному роду, а тем самым и братьев от сестер и их детей привел к тому, что отношения между супругами, оста­ваясь по форме, а частично и по содержанию дарообменом постепенно превратились в отношения кормления между мужем и детьми его жены.

Эгалитарность парного брака и парной семьи. Парный брак является союзом двух равных сторон. Наиболее наглядно экономическое равенство супругов проявляется в существовании раздельной собственности мужа и жены. Даже у папуасов Новой Гвинеи с их отцовским родом, патрилокальным браком, платой за жену, что вместе взятое обеспечивало главенство мужчин, муж имел свое имущество, а жена – свое. Муж без разрешения жены не имел права пользоваться принадлежащими ей вещами. Особенно ярко раздельность имущества супругов выступает в обществах с материнским родом. На острове Понапе (Каролинские острова, Микронезия) муж и жена отдельно друг от друга возделывали поля и полностью распоряжались полученным с них урожаем. Раздельно владели и плодовыми деревьями. Каждый из них единолично распоряжался всеми выра­щенными плодами и фруктами до тех пор, пока они не поступали в непосредственное потребление членов се­мьи.

Парный брак не всегда был союзом одного лишь муж­чины с одной лишь женщиной. Один мужчина мог быть связан точно такими же союзами не с одной женщиной, а с несколькими одно­временно, т. е иметь несколько жен, а одна женщина могла состоять в таких отношениях с несколькими муж­чинами одновременно, т. е. иметь несколько мужей. И мужчины и женщины могли одновременно состоять не в одном, а в нескольких парных браках каж­дый парный брак, таким образом, совершенно не обяза­тельно представлял собой единобрачие. Он не исключает многоженства и многомужества.

Задания и упражнения:

1) На материале личных воспоминаний, художественных фильмов о жизни школьников тщательно реконструируйте этапы развития отношений парования.

2) Сделайте подарок любимому (или симпатичному вам) человеку. Проследите, возникли ли в результате дарения чувства признательности и моральной обязанности. Появились ли у вас дополнительные права на этого человека?

3) Обязан ли отец кормить всех своих детей, известных ему и неизвестных?

4) Рассмотрите жизненную ситуацию приходящего мужа (любовника, друга). Как выстраиваются его отношения с женщиной и ее детьми?

5) Существует ли разделение отцовской и материнской собственности собственности в вашей семье?

 

Рекомендуемая литература:

1. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

2. Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов: от материнского рода к соседской общине. М., 1964.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.

Родья

Ження едет родня – отворяй ворота,

 мужня родня – запирай ворота.

(Русская пословица)

 

При парном браке отец – это приходящий и уходящий, “невидимый” родитель. А детей кормить надо ежедневно. Поэтому воспитание детей становится делом матери и ее родственников-мужчин.

Альтернатива семье. Взрослые женщины связаны с мужчинами своего и союзного рода. С мужчинами своего рода женщин связывали отношения уравнитель­ного распределения, с мужчинами союзного рода – от­ношения дарообмена. Это обстоятельство создавало как возможность присоединения к минимальным иждивен­ческим группам, возглавляемым женщинами, в качестве иждивителей мужчин своего рода, так и возможность присоединения к ним в том же качестве мужчин союзного рода. На первых порах возможность присоединения к минимальным иждивенческим группам, возглавляемым женщинами, мужчин их собственного рода была наиболее реальной.

Самые тесные отношения существовали между людьми, выросшими в одной минимальной иждивенческой группе, т. е. братьями и сестрами, а также между ними и матерью. Становясь взрослыми, мужчины вступали в отношения неадекватного перераспределения продуктов не с кем иным, как с матерью, а затем и сестрами, становились иждивителями вначале младших братьев и сестер, затем и племянников.

Все минимальные иждивенческие группы, возглавляемые сестрами, образовывали единую иждивенческую ячейку, в которую в качестве иждивителей помимо них самих входили братья. Эта ячейка, обеспечивающая содержание и воспитание детей, и есть родья. Мужчины от рождения до смерти оставались членами своей родьи и отдавали ей весь или почти весь свой труд. Связи между супругами сводились лишь к тому, что муж ночевал в жилище жены, принадлежавшей к другой родье.

Родья и парный брак. Родья была хорошо известна у наяров Малабарского по­бережья (Южная Индия). Большая родья у наяров делилась на 4–8 меньших, которые и являлись хозяйственными ячейками общества. Каждая такая группа состояла из братьев, сестер и детей сестер. Члены родьи совместно владели землей, инвен­тарем, жилищем и совместно работали. Во главе наярской родьи стоял старший мужчина.

Наярская родья имела наследственные связи с двумя-тремя соседними. Каждые несколько лет родья устраивала церемонию, во время которой все девушки, не достигшие зрелости, в возрасте от 7 до 12 лет в один и тот же день ритуально выдавались замуж за мужчин родьи, наследственно связанной с данной. Центральным моментом церемонии было повязывание муж­чиной золотого украшения вокруг шеи своей ритуальной невесты. После этого пара оставлялась наедине трое су­ток. Если девушка была близка к зрелости, то могли иметь место половые отношения. На четвертый день ри­туальный муж покидал дом и больше не имел никаких обязанностей по отношению к своей ритуальной жене. Она же и ее дети независимо от того, кто был их ре­альным отцом, были только обязаны соблюдать обряд очищения после его смерти.

После церемонии девушка считалась взрослой женщиной и могла всту­пать в связи с мужчинами, принадлежащими к другим родьям. У женщины было несколько более или менее постоянных партнеров, которые могли прово­дить у нее ночь. Среди них мог находиться и ее ритуаль­ный муж, но он не имел никаких преимуществ перед остальными. Каждый такой партнер мог прийти в жилище родьи женщины только поздно вечером, после ужина, и должен был покинуть его рано утром, еще до завтрака. Тот, кто ночевал у женщины, оставлял оружие у дверей ее комнаты, что служило предупреждением для тех ее партнеров, которые могли прийти позднее. Партнеры женщины могли меняться: одни исчезали, другие появлялись. Кроме постоянных партнеров женщина была вольна всту­пать и в эпизодические связи с мужчинами.

Чтобы оставаться постоянным партне­ром женщины, мужчина должен был нести по отношению к ней установленные обычаем обязанности. При завязывании отношений он дарил женщине кусок ткани на рубашку. Позднее он должен был делать ей не­большие подарки во время каждого из трех главных еже­годных праздников. Если партнер не делал подарков, то это было признаком прекращения отношений. Когда женщина рожала, то один или несколько ее партнеров должны были признать свое отцовство путем оплаты услуг повивальной бабки.

Но мужчина не нес по отношению к детям жены никаких обязанностей и не имел на них никаких прав. Он не жил с ними, не кормил их, не воспитывал их, не передавал и не имел права передавать им имущество. Весь свой труд он полностью отдавал родье. Кормил и воспитывал он только детей сестер.

Семья или родья? Когда мужчина у наяров начинает проявлять нежность к жене и детям, то окружающие ожидают, что его родственники най­мут колдуна с целью сжить его со света, из-за боязни того, что он будет тайком передавать жене и детям день­ги и вещи, которые по праву принадлежат только родье и ее членам, и никому больше.

Мужчина является, с одной стороны, братом, с другой – мужем. Если он отдает свою долю, исключая необходимое для поддержания собственного существования, племянникам, то ничего не остается детям жены. Если его доля поступает детям жены, то ничего не остается племянникам. Когда семья и родья существуют бок о бок, все, что получает одна, теряет другая. Поэтому родья и семья формировались в борьбе друг с другом.

В отличие от семьи, которая всегда включала в свой состав помимо детей взрослого мужчи­ну и взрослую женщину, состав родьи не был столь оп­ределенным. Соотношение числа братьев и сестер могло быть различным, в т. ч. возможным было наличие одних только сестер без родных братьев или одних только братьев без родных сестер. Все это затрудняло образование и функционирование родьей и делало границы между ними расплывчатыми. Существование родьи предполагало широкое распространение адопции, т. е. усыновления и удочере­ния.

Родейные свя­зи долго сосуществовали с семейными. Мужчина отдавал часть продукта сест­рам, участвуя в содержании племянников. Покидая женско-детскую группу, мальчик оставлял и родную общи­ну, и родную семью. Вступая в мужскую группу своего рода, но чужой общины, он переходил на содержа­ние к братьям матери.

На о-вах Тробриан существовала парная семья, которая была не только иждивенческой, но в определенной степени и хозяйственной единицей. Супруги совместно жили, совместно трудились на семейных огородах. Но значительную часть урожая с этих полей мужчина должен был отдавать мужу своей сестры. Становясь взрослыми, племянники переходили в деревню брата матери, где обзаводились семьей. После смерти дяди они наследовали все его основное имущество, прежде всего землю. У тробрианцев наблюдалось стремление богатых и влиятельных людей, в первую очередь вождей, обеспечить пере­ход хотя бы части имущества не к племянникам, а к сыновьям.

Если после образования двух общин продолжал сохраняться бродячий образ жизни, то это способствовало дальнейшему укреплению экономи­ческих связей между мужчиной и его семьей и соответ­ственно все большему ослаблению его связей с сестрами и детьми сестер. Результатом было возникновение тен­денции к замене перехода мальчика в группу братьев матери, т. е в мужскую группу его материнского рода, переходом в группу отца, т. е. в мужскую группу своей родной общины. Если раньше мальчики из женско-детской группы переходили непосредственно в мужскую группу дядей, то теперь они начали переходить первоначально в мужскую группу отцов и лишь затем из нее в мужскую группу своего материнского рода. Дальнейшее развитие состояло в постепенном увеличении времени пребывания в мужской группе своей общины и завершилось оно то­гда, когда этот период стал охватывать всю жизнь муж­чины.

Брачные классы. Замена перехода мальчиков в группу дядей переходом в группу отцов привела к возникновению однопоколенного брака. Раньше мужская группа каждой общины состояла из членов лишь одного материнского рода. Мужская группа общины I состояла только из членов рода А, а мужская группа общины II состояла только из членов рода Б. Теперь же ониначали состоять из членов двух материнских родов, причем границами, отделяющими членов одного рода от дру­гого, стали границы между смежными поколениями. Муж­чины, принадлежащие к смежным поколениям (отцы и сыновья), принадлежали к разным материнским родам; люди, отделенные друг от друга одним поколением (деды и внуки), принадлежали к одному и тому же роду. Это деление в равной степени затронуло женщин, родившихся в данной общине. Те из них, что при­надлежали к смежным поколениям, тоже неизбежно стали относиться к разным материнским родам.

Группы I А, IБ, IIА и IIБ – брачные классы. Совокупность людей, родившихся в общине I, состоит из групп IА и I Б. Половые отно­шения внутри этих групп исключены, ибо члены каждой из них принадлежат к одному материнскому роду.

С переходом мальчиков в мужскую группу своей общины брак стал патрилокальным. Их женами не могли стать женщины своей об­щины, ибо они принадлежали к одному с ними материн­скому роду. Жены их могли прийти только из другой об­щины. Сестры этих мальчиков должны были уйти в качестве жен в другую общину. С оконча­тельным оформлением этой системы браки стали заклю­чаться только в пределах одного поколения, лишь между членами строго определенных брачных классов. В брак вступали люди, принадлежавшие к таким брачным клас­сам, которые относились одновременно и к разным общинам, и к разным родам. Иными словами, браки были возможны только между членами групп 1А и 2Б и членами групп 1Б и 2Б. В одном поколении вступали в браки члены групп 1А и 2Б, в другом – их дети, которые принадлежали к группам 1Б и 2А, в следующем – потомство предыдущих, принадлежавшее снова к группам 1А и 2Б. Таким образом, однопоколенные браки возникли в результате действия сложного социального механизма.

Задания и упражнения:

1) Что такое семья и что такое родья? Как соотносятся эти понятия?

2) Раскройте жизненную трагедию сначала мальчика, а затем мужчины, который разрывается между материнским и отцовским родом.

3) Обсудите в учебной группе вопрос: “В каких отношениях больше заинтересованы мужчины и женщны: в родейных или семейных?”

4) Объясните феномен однопоколенного брака. При каких условиях нормативно приемлем межпоколенный брак?

5) На материале произведений А.П. Чехова реконструируйте основные законы родейных отношений.

 

Рекомендуемая литература:

1. Ольдерогге Д.А. Эпигамия. М., 1982.

2. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

3. Чехов А.П. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

 

Семейная община

 

Все в семье спят, а невестке молоть велят.

(Русская пословица)

Традиционная семья – большой многопоколенный коллектив, сопоставимый по численности с родовой общиной. Семейная община возникала вокруг матери или отца. Ее структура и организация определялись потребностями жизнеобеспечения и самообороны.

Материнская семейная община – родственная группа, состоящая из 4–5 поколений потомков одной женщины. Укрепление родьи вело, с одной стороны, к преодолению обособленности между мужскими и женскими ее членами, с другой — к известному обособлению членов разных родей друг от друга. Родовые мужские дома нередко сме­няются родейными, которые находятся в непосредственной близости к строению или группе строений, в которых жили жен­щины данной родьи. Встречалось посе­ление всех членов родьи в одном жилище, состоящем из мужской и женской частей.

Большая материнская семья – женско-детская группа родьи вместе с мужьями женщин. Пришедший извне мужчина был непосредственно связан лишь с женой и только через нее с другими членами этой группы. Если в родье не только женщины, но и мужчины представляли собой единую группу, то в большой материнской семье такую группу образовывали лишь женщины. Все они были не только членами одного рода, но и близкими родственницами. Одни мужчины от рождения принадле­жали к данной группе, другие приходили в нее извне в качестве супругов женщин группы, причем совершенно не обязательно из одного и того же домохозяйства. Му­жья могли отличаться и по родовой принадлежности, что, несомненно, отдаляло их друг от друга, что обеспечивало женщинам известное преобладание в обще­ственной жизни.

Усиление семейных связей вызвало к жизни большую материнскую семью и превратило ее в домохозяйство. Однако дальнейшее их упрочение могло привести только к ее распаду. Укрепление связи между мужем, с одной стороны, женой и детьми — с другой, в обстановке развития обособленной собственности повлекло ослабление связей между женщинами, составлявшими ядро большой материнской семьи, отчуждение их друг от друга.

Патриархальная семейная община – группа из 3–5 поколений ближайших родственников по отцовской линии, потомков одного предка, с женами мужчин данной группы. Насчитывает до 200–300 человек. Жизнью общины руководит семейный совет.

“Старший” – первый и образцовый работник, распоряжается повседневным трудом. “Старшая” распоряжается женским хозяйством, в которое “старший” не имеет права вмешиваться. Эти посты принципиально пожизненны. Отсутствует власть отца над подросшими детьми, которые переходят в распоряжение “старшего”; отсутствует власть мужа над женой. Сегментация идет в старшем поколении: “дети без отцов не делятся”. Раздел имущества идет поколенно: “по отцам”. Затем по числу женатых мужчин, затем по числу мужчин, подушно. Неделимо и неотчуждаемое имущество общины – (в) отчина. Обособленное положение занимает покупщина. Личное имущество, удерживаемое взрослыми мужчинами, появившееся в результате случайных заработков – особина.

Патриархальная семейная община постепенно перерождается в отцовскую большую семью с неограниченной властью отца и исчезновением выборности. Возникает снохачество (“бабья повинность”).

Большая семья. В традиционном обществе ячейка, состоящая из членов одной элементарной семьи, не могла быть достаточно устойчивой. Отсюда тенденция к образованию многосемейных домохозяйств. Взрослые сыновья после вступления в брак не отделялись, а продолжали вместе со своими семьями входить в состав одной с отцом хозяйственной ячейки. Такого рода объединение обычно называют большой, неразделенной, а также патриархальной семьей.

В одних случаях такое многосемейное домохозяйство после смерти его главы – отца – распадалось на односемейные хозяйственные ячейки, каждая из которых в дальнейшем превращалось в многосемейное домохозяйство, а потом подвергалось той же самой участи. В других случаях после смерти отца многосемейное хозяйство сохранялось, но претерпевало изменения. Главой его становился один из сыновей умершего, обычно старший из братьев. Такого рода объединение называют большой семьей (или братской семей). Особым случаем было домохозяйство, состоящее из мужчины, нескольких его жен с детьми.

У сибиряков большая неразделенная семья, насчитывавшая 30–40 человек, обычно состояла из родителей, их женатых сыновей и семьями и холостых детей. Важнейшими ее признаками были общее хозяйство и коллективная собственность на двор и семейное имущество, общая касса, коллективный труд и потребление. Возглавлял семью домовладыка – старший по возрасту и положению мужчина (“большак”). Он представлял свою семью перед общиной, распоряжался трудом ее взрослых членов, главным образом мужчин, проводил все необходимые расходы, выдавал наряды к праздникам. В кержацких семьях большак держал у себя все семейные деньги, у него были ключи, которые он носил на поясе, от всех помещений, где хранились домашние припасы и семейное имущество.

Все безропотно должны были его слушаться, никакие возражения старшему не допускались. В случае неповиновения он мог наказать виновного. Раздел женатых сыновей целиком зависел от воли большака, который назначал им по своему желанию и усмотрению определенную долю из семейного имущества. Если сын воспротивится отцу, то последний мог выгнать его из дома, ничего ему не выделив. Когда семья разрасталась, отец строил сыну дом, наделял отделившуюся семью домашней утварью, выделял скот и птицу.

В обычных больших алтайских семьях домашними делами распоряжалась жена главы семьи – “большуха”. Она хранила общесемейные деньги, ведала продуктами, следила за порядком в доме, распределяла работы между женщинами, обучала младших невесток кухонной работе. Нередко “большуха” была советчицей мужа и в его хозяйственных делах, самостоятельно вела хозяйство при его отсутствии. По обычному праву хозяйке принадлежал скот, выращенный ею без помощи мужа.

После большака наибольшим авторитетом в семье пользовался старший сын. К нему всегда обращались только по имени-отчеству. Жена старшего сына была первой помощницей свекрови и считалась главной среди других снох. На невестку в семье мужа смотрели, прежде всего, как на даровую работницу. Если свекровь обижала сноху, то муж только утешал ее. В старообрядческих семьях молодуха на любую работу должна была попросить благословения у стариков. Принесенную невесткой, например, без благословения воду выливали на землю, а ее снова посылали за водой. Мужа и всех старших членов его семьи (у кержаков – ко всем членам семьи) невестка должна была называть по имени-отчеству. В кержацких семьях невестка без разрешения свекрови или мужа не имела права выйти на улицу, даже забежать к соседке или поставить угощение собственной матери. Из общесемейных расходов ей выделялись питание и верхняя рабочая одежда. Она должна была обходиться приданым.

Основная обязанность девушек заключалась в подготовке приданого. В бедных семьях в свободное от работы время, чаще всего после уборки хлеба, с разрешения родителей девушки ходили на заработки, нанимаясь в зажиточные семьи.

Стариков не столько уважали, сколько боялись. Часто, когда входили свекр или свекровь, все разговоры прекращались.

При отсутствии в семье сыновей одна из дочерей после замужества оставалась в родительском доме. Зять-примак как бы замещал сына в функции продления рода тестя: принимал его фамильное имя, исполнял обычаи его семьи, нарекал детей именами тестя, тещи и их родни. Но положение примака в семье и обществе было ниже, чем у женатого сына, а жена его, напротив, чувствовала, себя самостоятельнее. В примаки шли обычно бедняки или переселенцы, не имевшие на новом месте родни, репутация которой считалась вернейшей гарантией репутации жениха.

Патронимия – группа больших и малых семей, образовавшихся в результате разрастания и сегментации одной патриархальной семейной общины, сохраняющих единство и носящих общее патронимическое наименование. Насчитывает несколько сотен малых семей. Патронимические наименования производны от собственного имени предка и содержат приставки О Мак, окончания – -заде, -швили, -дзе, -ян, -ичи, – означающие “сыновья”, “дети”. Внутри каждой патронимии могут возникать новые, дочерние патронимии.

Хозяйственное единство патронимии заключалось в коллективном владении и пользовании скотом, землей, орудиями ее обработки. По праву предпочтительной покупки, если кто-либо из членов патронимии продает лично ему принадлежащее имущество, то предпочтительно перед всеми другими право приобрести это имущество, при прочих равных условиях, имеет член той же патронимии, притом с соблюдением права старшинства. Поэтому продажа патронимического имущества должна совершаться открыто и публично, с предварительным о том оповещением. Право родового выкупа: если патронимическое имущество было продано не члену данной патронимии, то член патронимии имеет право это имущество выкупить. Указанные права распространялись только на имущество, искони принадлежащее данной патронимии.

Гость считался гостем всей патронимии. У некоторых народов патронимия имела один общий дом – “мужской дом” и одновременно общий дом для приема гостей. Патронимия составляла военную единицу. Патронимия имела своих общих духов-покровителей, свои отдельные места культов, отдельное кладбище или участок кладбища. Обязательным было участие всех членов патронимии в общих празднествах. Патронимия имела свои органы управления в виде глава и общего собрания. При наличии нескольких родственных патронимий одна из них считалась старшей, обладая некоторым преимуществом и большим авторитетом

Патронимия была целиком локализована, занимая либо отдельное селение, либо определенную часть селения, либо группу поселков. Аул (улица, улус) выступает как родственная группа. Селения могли образовываться путем сближения и соединения отдельных патронимических поселков – “куч”, “гнезд”, “кварталов”.

Распространена также общность по родовому имени (фамилии). Все Кейта, Туре, Ивановы, Петровы считаются социальными родственниками, независимо от реального родства и даже знакомства друг с другом. Они должны друг другу помогать, верить и при необходимости всякий раз поддерживать как подлинно родных. При 10-12 миллионном населении в Мали насчитывается около 150–200 фамильных общностей. В разных районах Кавказа, начиная с 60-х гг., развернулось “фамильное движение”: проводятся фамильные сходы и съезды, создаются фамильные фонды и банки, издаются фамильные энциклопедии.

 

Задания и упражнения:

1) Познакомьтесь по историческим и этнографическим данным, фотографиям и воспоминаниям современников с бытом семейной общины Русского Севера.

2) Что такое снохачество?

3) На основе аналитического обзора произведений отечественной литературы составьте указатель основных элементов жизни семейной общины.

4) Существует ли в известных вам больших семьях иерархия власти?

5) Сделайте первый шаг в инициировании фамильного движения.

Рекомендуемая литература

1. Давыдов А.Д. Сельская община и патронимия в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1979.

2. Карапетян А.Т. Армянская семейная община. Ереван, 1958.

3. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.

4. Крюков М.В. О соотношении родовой и патронимической (клановой) организации // Советская этнография. 1967. № 6.

5. Рабакидзе А. И.Патронимия у народов Кавказа. М., 1973.

6. Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1976.

7. Харадзе Р. Грузинская семейная община. Тбилиси, 1960.

8. Щапов Н.Я. Большая и малая семья на Руси в IX – XIII вв. // Становление и развитие раннефеодальных славянских государств. Киев, 1972.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.

Моногамия

Жена – не гусли: поиграв,

на стенку не повесишь.

(Русская пословица)

Это основная и высшая форма семьи, распространенная повсеместно, но основания которой недостаточно хорошо известны. Спектр объяснений моногамного брака и моногамной семьи начинается от птичек и простирается до экономики желаний.

Атрибуты моногамии. Моногамия (единобрачие) – форма брака и семьи, при которой мужчина женат только на одной женщине, а женщина замужем только за одним мужчиной, причем в отличие от парного брака, супружеский союз между ними заключается надолго, длится иногда на всю жизнь и в той или иной мере санкционирован обществом. Моногамный брак является также монолокальным, т. е. супруги входят в состав одного домохозяйства.

Выделяют несколько форммоногамии. Конкубинат – форма длительного фактического брака, не получившая общественного признания (жена – конкубина). Консесуальный брак – брак, заключенный в соответствии с обычаем и по взаимному согласию и не оформленным по законам страны. В Латинской Америке называются свободными союзами. Сожительство открытый половой и хозяйственно-бытовой союз мужчины и женщины, не получивший общественного признания. Не предполагает ни пожизненных обязательств, ни общественного участия при прекращении.

Моногамная семья – ячейка воспроизводства частных собственников через наследование. Цель моногамной семьи – производство наследников. “Моногамия, – писал Ф. Энгельс, – основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом”. Наследодатель распоряжался судьбой сыновей как своих иждивенцев, решая вопрос об их вступлении в брак.

Без наследства сыновья не могли приобрести экономической самостоятельности и полноправного гражданства. Цель дочерей – смена иждивителя. Они не выходили замуж, их выдавали. Моногамный брак – сделка между главами семей. Жена закреплялась за мужем и была лишена права на развод.

Атрибутами моногамии являются сексуальная верность жены и ревность мужа. Если материнство очевидно, то у мужа всегда есть риск воспитать чужого ребенка и передать ему свое наследство. Женская неверность угрожала космическому порядку, в то время как мужская неверность – это личная проблема. Поэтому сексуальная верность традиционно требовалась не от мужа, а от жены. Моногамный брак уже у древних греков, как отмечал Ф. Энгельс, предполагал неравенство: законная жена мирилась с наличием рабынь-наложниц, сама же строго соблюдала целомудрие и супружескую верность.

Психоанализ моногамии. Моногамия является нормой для большинства населения мира. В 83% племенных культур мужчине дозволяется иметь более одной жены, но лишь 20% мужчин действительно пользуются этим правом. По данным американских опросов за последние годы среди взрослых мужчин в возрасте от 25 до 59 лет относительная моногамия является нормой: 80% сексуально активных гетеросексуальных мужчин и 90% сексуально активных гетеросексуальных женщин в этой возрастной группе сообщают о наличии только одного сексуального партнера за предшествующий опросу год.

Мужчина в большем выигрыше от моногамного брака, чем женщина. Брак защищает мужчину от депрессий, а женщину делает более уязвимой – депрессии испытывают вдвое больше замужних женщин, чем женатых мужчин Другие исследования показывают, что в любом возрасте мужья сообщают о большей степени сексуальной удовлетворенности, чем их жены.

Результаты опроса, проведенного сексологами в штате Северная Каролина (США) в 1970 г., говорят следующее: 1) более 50% женщин этого штата не любили своих мужей до замужества и не любят их теперь; 2) 25% женщин любили мужа до брака, но не любят его теперь; 3) 35% женщин никогда не испытывали оргазм; 4) при каждом половом сношении испытывают оргазм 9% женщин. Но все мужья в этих семьях испытывают с женами оргазм, независимо любят они их или нет.

Что толкает людей к супружеству? К супружеству влечет ожидание выполнения давних желаний, идущих от эдиповой ситуации детства – быть женой отцу, иметь его в своем исключительном обладании, и родить ему ребенка. Жена или муж – это всегда лишь замена, суррогат.

Объектом любви может стать любой встречный. Детские впечатления и вторичные наслоения на них так разнообразны, что приемлем широкий выбор объектов. В эротической жизни первоначальный объект может быть представлен бесконечной серией замен, ни одна из которых не удовлетворит полностью.

Из-за запрета инцеста жена не должна напоминать мать. Запрет инцеста воссоздается в генитальных запретах, начиная от сексуальной сдержанности и кончая импотенцией (фригидностью). Попытки успокоить себя или оправдать принимают разные формы. Одна из них – отрицание брака. Эта форма часто проявляется у женщин в виде чисто внешнего признания собственного замужества, без всякого внутреннего приятия. Значение брака преувеличивается: любовь к супругу выставляется напоказ.

Для ребенка объект любви неразрывно связан с идеей чего-то запретного, в то время как любовь в браке не только дозволена – она становится долгом. В детстве требование исключительного права на любовь отца или матери закончилось фрустрацией и разочарованием, а в результате возникла реакция ненависти и ревности. Разочарование и запрет инцеста, скрытая враждебность к супругу приводят к отчуждению от партнера и невольно толкают на поиски нового объекта любви. При бессознательных гомосексуальных тенденциях женщина подталкивает мужа к связи с другой.

Страдание – одно из условий, при которых брак может устоять. Условие быть несчастным может касаться домашней или профессиональной жизни, которая подсознательно выстраивается так, что человек перерабатывает или вынужден приносить тягостные жертвы “ради семьи”. После свадьбы люди опускаются. Это случаи прислужничества у партнера, причем положение раба принимается по собственной воле, с сознательным наслаждением своим великим чувством ответственности. Выполнение условия несчастности есть гарантия неразрывности моногамного союза.

Полигамия (полигиния и полиандрия) – многобрачие. Самки большинства видов животных склонны к полигамии. Только шестьдесят пять процентов голубых овсянок прижиты от самцов, с которыми их мамаша свила гнездо. Прежде чем зачать потомство, самка шимпанзе имеет от 500 до 1000 сношений; исследование с использованием ДНК показало в 1997 г., что 54 процента шимпанзят не являются отпрысками самца, считающегося партнером их мамаши.

Благодаря многомужию самки могут рассчитывать на большую поддержку и безопасность для себя и своего потомства. Большинство самцов охотно меняют пищу насекс. Самки также побуждают своих партнеров воспитывать все потомство, а не только зачатое “в законном браке”. Самка дрозда – белобровика, совокупляющаяся с несколькими самцами, меньше рискует потерять птенцов в схватке с хищниками. Каждый ее партнер выступит в ее защиту. Женская полигамия, в отличие отмужской, приводит не к увеличению потомства, а к повышению его качества.

В человеческом обществе полигамия обусловлена потребностью в дополнительной рабочей силе и многочисленном потомстве, необходимостью расширения круга родственных связей, задачей содержания семей погибших мужчин.

Согласно Кама-сутре, мужчина берет в жены еще одну женщину, если первая жена обладает несносным характером, нелюбима, бездетна или рожает только дочерей, не удовлетворяет мужа с сексуальной точки зрения. Старшая жена должна обращаться с младшей как с младшей сестрой, не роняя ее достоинства. Младшая жена должна относиться к старшей как к матери, советуясь в любовных делах. На притеснения старшей можно дать хозяину знать через посредников. Кроме законной жены богатый человек мог иметь несколько наложниц, которые назывались “вторая жена”, “третья жена”. Наложницы выполняли обязанности прислуги. Законная жена признавалась матерью всех детей своего мужа. Наложницы теряли права на детей. В случае смерти законной супруги муж мог возвести в сан законной жены одну из наложниц.

В Тибете чаще всего имела место братская полиандрия, когда несколько братьев имели одну жену. Женщину выбирал старший брат, брачный обряд совершался один раз, а остальные братья лишь фактически становились мужьями жены старшего брата и образовывали группу, которую представлял старший брат. Жена выполняла супружеские обязанности с каждым из братьев по очереди. Один из братьев выставлял свою обувь у дверей спальни, чтобы другие братья знали, что в этот момент он находится с женой. Группа братьев делила одну жену, дом, землю, но их коллективная собственность была как бы сконцентрирована в личности старшего брата. Дети от такого брака не считались общими, а только старшего брата, который рассматривался в качестве их подлинного отца. Только старший брат имел право на развод с женой, хотя для этого и требовалось согласие всех братьев. Любой младший брат мог взять себе свою жену, если он выделялся из семьи со своей землей, домом и женой. В этом случае он терял право на жену старшего брата и на имущество своей прежней семьи. Иногда младший из братьев мог иметь жену на стороне (тайную жену). Она стояла вне семьи мужа и, даже если у нее были дети, не получала какой-либо помощи.

Иногда к нескольким братьям с их согласия и с согласия их жены присоединялся посторонний мужчина, не состоявший в родстве с братьями. Делалось это в тех случаях, когда в семье не было детей и с помощью такой меры семья надеялась получить наследника. Если ребенок рождался, то он считался ребенком старшего брата. Если в большой неразделенной семье жили вместе женатые сыновья и племянники с родителями и дядьями, то дядя или отец мужа предъявляли права на его жену.

Одна женщина могла быть женой нескольких мужчин, не состоявших в родстве, если, будучи женой одного мужчины, она добивалась его позволения быть женой и других; или когда несколько друзей объявляли себя спунзла – братьями-кузенами, связанными клятвой, и брали себе на всех одну жену.

К фактической полигамии относят также институты наложниц, проституции, фаворитизма, открытого брака.

Серийная моногамия: в течение жизни человек последовательно вступает в несколько моногамных браков, которые исходно не предполагались. Этот тип брака в равной мере можно назвать и полигамным браком, имеющим формы как многоженства, так и многомужества. Многим женщинам серийный брак приносит ощущение внутреннего комфорта.

Современные общества все более и более явно движутся к превращению любви в ключевой момент процесса формирования брачного союза. “Брак, основанный на половой любви, по природе своей является единобрачием”, – писал Ф. Энгельс. Любовь – иррациональное чувство, которое у многих людей носит кратковременный характер. Проявлением адаптации института брака к неустойчивости любви стало появление серийного моногамного брака, который начинается с пробного брака. Доля браков, заключенных после сожительства, составляла в 1975–77 гг. во Франции – 31%, в Норвегии – 47%, в Швеции (1975–81 гг.) – 89%.

Привязка брака к любви лишает его устойчивости, длительности, в связи с чем возникают проблемы дележа собственности, ее наследования, воспитания детей, ослабевает защищенность женщины, которая, растеряв часть социальных ресурсов в связи с рождением и воспитанием ребенка, часто оказывается беспомощной на рынке труда. Марксизм связывал перспективы брака по любви с частной собственности. “Тогда, – писал Ф. Энгельс, – уже не останется больше никакого другого мотива, кроме взаимной склонности”.

Задания и упражнения:

1) Объясните механизм внутреннего отрицания моногамной семьи.

2) Спросите у матери: какую вторую, т. е. младшую жену она сама бы подобрала для своего мужа?

3) Чьим интересам в большей мере соответствует институт моногамной семьи: мужа, жены, их родителей, детей?

4) Укажите на элементы полигамии в современной общественной жизни.

5) Как связаны в моногамном браке любовь и частная собственность?

Рекомендуемая литература:

1. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Социально-политический журнал. 1995. № 6.

2. Крутье А.А. Гарем: Царство под чадрой. М., 2000.

3. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

4. Ходоров Н. Психодинамика семьи // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Спб., 2000.

5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: