Тема: Западная философия в контексте культуры XX века. Канун XXI века

 

1

Дилемма «наук о природе» и «наук о духе»:

1 Неотомизм.

2 Неоплатонизм.

3 Неопозитивизм.

4 Неокантианство.

5 Неогегельянство.

2

Основная проблема неопозитивизма:

1. Исследование языка научного познания.

2. Исследование проблем сознания.

3. Исследование общества и природы.

4. Исследование проблем личности.

5. Исследование природы человека.

3

К какому направлению относится «критический рационализм» К. Поппера:

1 Неопрагматизм.

2 Постмодернизм.

3 Постпозитивизм.

4 Неофрейдизм.

5 Постструктурализм.

4

Принцип, подлежащий опытной проверке на истинность:

1 Математический принцип.

2 Принцип верификации.

3 Методологический принцип.

4 Принцип фальсификации.

5 Мировоззренческий принцип.

5

Термин «демаркация» в философии Карла Поппера означает:

1 Отделение материалистических задач от логических.

2 Отделение реальных фактов от вымышленных.

3 Отделение научного знания от ненаучного.

4 Отделение религиозной веры от нерелигиозной.

5 Отделение этических от эстетических характеристик.

6

Представитель философии науки, автор концепции «научной парадигмы»:

1 М. Шлик.

2 К. Поппер.

3 Р. Карнап.

4 Т. Кун.

5 Б. Рассел.

7

Научно-исследовательская программа И. Лакатоса:

1. Из жёсткого ядра и защитного пояса.

2. Из жёсткого ядра и негативной эвристики.  

3. Из жёсткого ядра и гипотезы. 

4. Из жёсткого ядра и теории.     

5. Из жёсткого ядра и практики.

8

Автор «теории компенсации»:

1 К. Ясперс.

2 А. Камю.

3 З. Фрейд.

4 А. Адлер.

5 Э. Фромм.

9

 Архетип, согласно К. Юнгу, является:

1 Бессознательным.

2 Сверхличностным бессознательным.

3 Мировым бессознательным.

4 Коллективным бессознательным.

5 Личностным бессознательным.

10

Разум, будучи благословеньем человека, является одновременно и его проклятием - это постулат:

1. Й. Хейзинги.

2. Ф. Ницше.

3. М. Шелера.

4.Э. Фромма.

5. Х. Ортега-и-Гассета.

11

Предмет философской герменевтики:

1 Логика.

2 Всеобщие законы бытия.

3 Текст.

4 Самоорганизация.

5 Техника.

12

Круг понимания в герменевтике включает:

1. Пред-рассудки, пред-историю сознания.

2. Правильное воззрение.

3.Пред-усмотрение, пред-решение, пред-взятие.

4. Медитацию, вглядывание вовнутрь.

5. Правильную решимость.

13

Понятие «интенциональность сознания» впервые применяется в:

1 Феноменологии.

2 Лингвистической философии.

3 Прагматизме.

4 Экзистенциализме.

5 Неотомизме.

14

Творец метода феноменологической редукции:

1 О. Конт.

2 Г. Коген.

3 З. Фрейд.

4 П. Наторп.

5 Э. Гуссерль.

15

Философы – представители структурализма:

1 Б. Рассел, М. Шлик, Л. Витгенштейн.

2 К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан.

3 Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс.

4 Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийар.

5 Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер.

16

Автор выражения «Язык – это дом бытия»:

1 Будда.

2 Сартр.

3 Аристотель.

4 Хайдеггер.

5 Конфуций.

17

Автор произведения «Бытие и время»:

1 К. Ясперс.

2 Г.О. Марсель.

3А. Камю.

4 М. Хайдеггер.

5 Ж.-П. Сартр.

18

Для Хайдеггера, «чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего» - это:

1 Экзистенциализм.

2 Неотомизм.

3 Прагматизм.

4 Сайентизм.

5 Технологический детерминизм.

19

Автор произведения «Экзистенциализм – это гуманизм»:

1 Ф. Ницше.

2 А. Камю.

3 Ж.-П. Сартр.

4 Г. Марсель.

5 В. Франкл.

20

Согласно Ж.-П. Сартру, свобода для человека - это:

1. Завоевание цивилизации.

2. Неизбежное тяжкое бремя.

3. Великое счастье.

4. Свобода творчества.

5. Недостижимая мечта.

21

Автор эссе «Миф о Сизифе»:

1 Ж.-П. Сартр.

2 Г. Марсель.

3 А. Камю.

4 В. Франкл.

          5. Ф. Ницше.

22

Характерные понятия экзистенциализма:

1. Интроспекция, индукция, дедукция.

2.Существование, абсурд, трагизм.

3. Опредмечивание, распредмечивание.

4. Всеединство, соборность, духовность.

5. Масса, скорость, плотность.

23

«Тревога», «заброшенность», «отчаяние» - термины:

1 Аналитической философии.

2 Феноменологии.

3 Постмодернизма.

4 Структурализма.

5 Экзистенциализма.

24

Учение о «пограничной ситуации» обозначено в философии:

1 Иррационализма.

2 Идеализма.

3 Атеизма.

4 Экзистенциализма.

5 Материализма.

25

Мыслитель-гуманист XX в., обосновавший концепцию «благоговения» перед жизнью:

1. Швейцер.

2. Печчеи.

3. Ганди.

4. Хайдеггер.

5. Ясперс.

26

Радиальная составляющая мира по Тейяру де Шардену:

1 Физическая энергия.  

2 Психическая энергия. 

3 Энергия ядра атома. 

4 Гравитация. 

5 Магнетизм.

27

О. Шпенглер пришёл к выводу, что цивилизация:

1 Синоним культуры.

2 Деградация, упадок культуры.

3 Становление новых элементов культуры.

4 Высший уровень культуры.

5. Вообще не сравнивал её с культурой.

28

Автором какой философско-исторической концепции является Тойнби:

1. «Осевого времени».

2. «Пассионарного толчка» как условия появления этноса.

3. Развития цивилизаций через Вызовы и Ответы.

4. Всемирной истории как единого духовного процесса.

5. Истории как практической деятельности человека.

29

По К. Ясперсу является универсальным условием человеческого бытия:

1 Бытие.

2 Трансценденция.

3 Сознание.

4 Экзистенция человека.

5 Коммуникация.

30

Создатель игровой концепции культурогенеза:

          1.З. Фрейд.

          2.А. Тойнби.

          3.И. Хейзинга.

          4.Э. Кассирер.

          5.К. Маркс.

31

Аналитическая философия подвергла анализу:

1 Мысль.

2 Веру.

3 Интуицию.

4 Язык.

5 Чувства.

32

Структуру гуманитарного знания с позиции постструктурализма подробно исследовал:

1. Хайдеггер.

2. Фуко.

3. Фромм.

4. Гуссерль.

5. Леви-Стросс.

33

 Постмодернизм представлен в таком направлении, как:

1 Буддизм.

2 Конфуцианство.

3 Экзистенциализм.

4 Постструктурализм.

5 Позитивизм.

34

Фрагментация, неопределённость, дискретность, рассеивание и др. - основные черты:

1. Постмодернизма.

2. Неокантианства.

3. Неопозитивизма.

4. Постпозитивизма.

5. Структурализма.

35

Автор «деконструкции»:

1 Бодрийар.

2 Делёз.

3 Кун.

4 Деррида.

5 Лиотар.

 



Тема № 11

Философия бытия

1 Цель занятия Студент должен знать, что бытие есть центральная категория философии, которая по- разному понимается на разных этапах истории. Студент должен знать три смысла бытия (существование, жизнь и смерти, единство мира), четыре формы бытия (вещей, сознания человека, общество). Надо знать, что бытие вещей, мира раскрывается через категорию материя и формы её существования (движение, пространство, время).

2 Задачи обучения: студент должен уметь раскрыть содержание категории бытия, начиная с Парменида и до наших дней – материалистическое, идеалистическое, целостное понимания бытия. Студент должен уметь анализировать 3 смысла бытия 4 формы (каждую форму раскрывать на 1 и 2 уровнях). Должен уметь показать, что есть материя, движение, пространство и время, каково их значение для духовно- практической деятельности человека.

Организационный момент -3 минут ы

Опрос студентов -35 минут

Решение тестовых заданий – 9 минут

Подведение итогов занятия – 3 минуты

3. Основные вопросы темы:

1) Онтология: что такое бытие, в чем его смысл. Проблема бытия в истории философии.

2) Основные формы бытия: бытие вещей мира, его уровни; бытие сознания, его уровни: бытие человека, его уровни; бытие общества, его уровни.

3) Материя как философская категория, развитие представлении о материи в истории философии. Современное представление о строении материи. Уровни организации материи.

4) Движение как атрибут материи, его черты. Многообразие форм движения материи. Механизациям и витализм.

5)   Пространство и время как атрибуты материи. Естественно – научный и философски подходы к пространству и времени. Классическая физика Ньютона и Эйнштейна.

6) Конечное и бесконечное в трактовке материи и её атрибутов.

 

 

Литература

2. Введение в философию М 1990 г.ч 2.

3. Спиркин А.Г. Основы философии М 2000 г.

4. Философский энциклопедический словарь М 1998 г.

5. Слова “бытие ”, “материя”, “Т.О.Эйнштейна”.

 

 

5. Контроль 1) Что такое онтология, что такое бытие?

2. 3 смысла бытия?

3. Какие формы бытия существуют?

4. Как понимали материю в древней Греции, в XVIII веке, в XX веке?

5. Какие формы движения существуют?

6. В чем смысл теории относительности А. Эйнштейн?

7. Использование тестов по всей теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: