Фазы профессионального саморазвития

Оптант - этап выбора профессии,

Адепта - это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (обучение в специализированном учебном заведении: вузе, училище и т.д.),

Адаптант -требует вхождение во многие тонкости работы. Деятельность педагога связана со множеством непредвиденных ситуаций (хотя их типы в общем-то ограниченны), для разрешения которых требуется определенный навык. Считается, что для учителя эта фаза длится 3-5 лет.

Интернал - это опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Он уже как бы внутри профессии, стал своим как в сознании других, так и в самосознании,

Мастер - работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником,

Авторитет - это мастер своего дела, известный широко в своем кругу или за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками,

Наставник -авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников. Он передает опыт молодым, следит за их ростом. Его жизнь наполнена осмысленной перспективой.

Стадии профессионального становления (осознанный выбор профессии, освоение системы профессиональных знаний, развитие соответствующих функций, адаптация в процессе, творчество в педагогической деятельности).

Структурными компонентами культуры профессионально-личностного самоопределения выступают:

- мотивационно-ценностный (профессионально-ценностные ориентации как устойчивые ценностные отношения учителя к профессии, к личности ученика, к самому себе как педагогу);

- целевой (профессионально-личностная перспектива как система профессионально ценных жизненных смыслов, целей и планов);

- информационный (теоретические и практические знания, обеспечивающие возможность альтернативного выбора жизненных и профессиональных целей и ценностей, освоение технологий и техник самоопределения);

- конструктивный (владение способами планирования, программирования, принятия решений как в конкретных проблемных профессиональных ситуациях, так и в профессиональной жизнедеятельности в целом);

- рефлексивный (наличие развитого профессионального самосознания, личностной, экзистенциальной, культуральной и педагогической рефлексии как основы оценочной и самооценочной деятельности, позволяющей осуществлять осознанный выбор).

Культура профессионально-личностного самоопределения (самопознание, выбор жизненных целей и ценностей, овладение действиями в педагогической деятельности, овладение способами и психотехниками саморазвития, рефлексия).

Самоопределение выступает как динамичное явление, как процесс,как механизм становления личности и соотносится в этом своем значении с такими понятиями, как «выбор», «принятие решения», «поступок»; и одновременно - как статичное, стабильное состояние субъекта (результат выбора), связанное с установлением границ своего «Я», своего места в мире и в жизни, обретения определенной устойчивой системы ценностей, смыслов, позиции, установок, характеризующих отношение человека к окружающему миру и самому себе.

Индивидуальный маршрут педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития.

Индивидуальная программа. С точки зрения общественных интересов, профессиональное развитие человекаможно рассматривать как один из пунктов кодекса профессиональной этики:человек, не работающий над собой, не может быть признан профессионалом.

Цели введения ИППР:

-создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства;

- самостоятельное конструирование образовательного маршрута с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и возможностью выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.

Таким образом, в программе педагог обозначает:

-цели и задачи своего профессионального и личностного развития, которые соотносятся с профессиональными стандартами, миссией и стратегическим планом развития образовательного учреждения, успехами обучающихся, индивидуальными профессиональными потребностями и дефицитами;

-профессиональные компетенции (знания, умения, опыт), которые необходимо приобрести;

-средства для решения поставленных задач.

Программирование профессионального развития. Составление индивидуальной программы, включающую в себя ряд подпрограмм, где имеет место инвариантное и вариативное содержание.

1) Самоанализ (Я-концепция)

- мои ценности;

-мое педагогическое кредо;

- мои профессиональные/личные достижения;

- мои сильные/слабые стороны;

- сфера профессиональных/жизненных интересов;

- что мне в себе нравится/не нравится;

- мои увлечения

2) Цели и задачи

- перспективные жизненные цели;

- ближайшие цели и задачи (самопознания, образовательные/профессиональные задачи, личностные).

3) Планы (перспектива, стратегия)

- предполагаемые направление и уровень профессионального развития;

- предполагаемые источники развития, образовательные организации;

4) Программа действий (тактика)

- самопознание;

- дополнительное профобразование;

- личностное развитие;

- формы образования и развития;

- кто и в чем может помочь.

 

индивидуальная траектория: условия и факторы формирования (объективные, субъективные, личностные, когнитивные, социальные).

Путь непрерывного профессионального развития учителя может состоять из таких индивидуальных образовательных траекторий: 1) индивидуальная траектория выявления индивидуально-личностных и профессиональных установок учителя, уровня профессиональной компетентности, сформированных компетенций, мотивации профессионального роста; 2) индивидуальная траектория осуществления вариативного выбора в многомерном дифференцированном образовательном пространстве целей и средств профессионального развития, планов, программ, проектов, спецкурсов, факультативов; 3) индивидуальная траектория изучения модульных учебных программ повышения квалификации как системы кредитных (содержательных и вариативных) модулей с выбором индивидуальных уровней и сроков освоения материала; 4) индивидуальная траектория по организации самостоятельной и индивидуальной работы на основе разработанного комплекса учебно-методических материалов, дополнительной электронной библиотеки, задач; 5) индивидуальная траектория планирования и создания методического продукта курсовой подготовки; 6) индивидуальная траектория углубления профессиональных компетенций, применение приобретенных знаний на практике; 7) индивидуальная образовательная траектория планирования и создания методического продукта межаттестационного цикла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: