Республиканская форма немецкого государства прямо не закреплена в Основном Законе ФРГ, но косвенно выводится из официального названия государства Федеративная Республика Германия, а также положений, указывающих на необходимость соответствия конституционного строя федеральных земель принципу республиканского государства в духе федеральной конституции.
Закрепляя республиканскую форму правления, учредители ФРГ подтвердили одновременно такие идеалы, как суверенитет народа и приоритет парламента в осуществлении государственной власти, ответственность Правительства перед парламентом и независимость судей, формальная доступность для всех немцев государственных должностей. Современная Германия является парламентарной республикой; глава государства – Федеральный президент избирается сроком на пять лет с правом вторичного переизбрания Федеральным Собранием, состоящим из членов Бундестага и равного им числа членов, избираемых парламентами земель на началах пропорциональности (ст. 54).
Федеральный президент не входит ни в состав Правительства, ни в законодательный орган федерации (абз. 1 ст. 55). Он является «слабой» государственно-политической фигурой в сравнении с Федеральным канцлером (главой Федерального правительства), который выбирается без прений большинством голосов членов Бундестага по предложению Президента с последующим назначением Президентом на данный пост (ст. 63).
Федерализм как форма государственного устройства Германии впервые возведен в ранг основополагающего конституционного принципа Основным Законом ФРГ (абз. 1 ст. 20), и согласно абз. 3 ст. 79 этот принцип не может быть предметом пересмотра.
Особенностью германской федерации является признание ее субъектов – земель государствами. Федеральные земли имеют собственные конституции, принятие и вступление в силу которых не требует утверждения федерацией, но должны соответствовать основополагающим принципам, сформулированным Основным Законом Германии. В силу собственной учредительной власти каждая земля имеет собственную систему органов государственной власти, управления и правосудия: однопалатный парламент (в Баварии – двупалатный); формируемое парламентом правительство, премьер-министр которою выступает как глава и исполнительной власти, и земли; общие высшие суды м суды первой и второй инстанции, суды земель но трудовым, социальным, финансовым и административным делам, а также Конституционный Суд или иной орган конституционной юрисдикции (в Шлезвиг-Гольштейне функции контроля за соблюдением Конституции земли 1990 г. осуществляет Федеральный Конституционный Суд).
Государственные органы земель обладают своим кругом полномочий. Можно говорить и о наличии в землях правовых систем, основу которых составляют конституции и законы земель. Земли имеют самостоятельный бюджет, а в Баварии даже провозглашено собственное гражданство (ст. 6 Конституции Баварии 1946 г.), впрочем, не имеющее существенного значения. Кроме того, земли вправе заключать государственные договоры друг с другом и договоры по экономическим и культурным вопросам (с согласия Федерального правительства) с иностранными государствами или их государственными образованиями. Все земли, малые и большие, «богатые» (Бавария, Баден-Вюртемберг, Гамбург и Северный Рейн – Вестфалия) и «бедные» (Саар, Шлезвиг-Гольштейн и др.) юридически равны между собой и во взаимоотношениях с федерацией. Их интересы на федеральном уровне представлены пропорционально численности населения голосами министров правительств земель в Бундесрате – Федеральном совете (всего 65 членов), выполняющем роль верхней палаты федерального парламента.
Политическая система
Федеративная Республика Германия принадлежит к числу немногих демократических государств, в которых основы правого статуса партий, их организационные принципы и задачи урегулированы конституцией и специальным законом о партия (ст. 21 Основного закона и Закон о партиях от 24 июля 1967 г.).
Создатели Основного закона стремились, прежде всего, легитимировать партии в качестве органов формирования политической воли народа. Этим подчеркивалась та большая роль, которая принадлежит партиям в демократическом государстве. Однако это отнюдь не означает, что партии превращаются в квазигосударственные учреждения, что они благодаря институционализации возводятся в ранг конституционных органов государства (так, например, как Бундестаг или Федеральное правительство), хотя такая точка зрения высказывалась наиболее крайними представителями теории «партийного государства». Согласно господствовавшему в ФРГ мнению политические партии – это свободные, общественные объединения, преследующие политические цели. Но ввиду большого значения для государственной жизни, для образования и функционирования институтов государственной власти они подпадают под действие особой нормы конституционно права.
Факт, что партии являются общественными объединениями, а не квазигосударственными учреждениями, был подтвержден решением Федерального конституционного суда в 1966 г. Там было проведено четкое различие между формированием воли народа, которое партии осуществляют в свободной от влияния государства сфере общества, и формированием воли государства, которое осуществляется через его конституционные органы. Поскольку партии – это те политические организации, которые подбирают и выдвигают кандидатов на официальные посты, воля государства не может быть сформирована без активной деятельности партий. Таким образом, выборы в государственные органы оказываются именно тем средством, благодаря которому можно трансформировать политическую волю народа в волю государства.
В Основном законе в противоположность Веймарской конституции предусмотрена возможность запрещать те политические партии, которые направляют свою активность на подрыв демократического строя и в конечном счете на его ликвидацию, как это делали национал-социалисты. Возможность запрета политических партий гарантирует развитие демократической политической системы. Федеральный конституционный суд дважды запрещал политические партии, которые выступали против конституционного строя, закрепленного в Основном законе. Первый раз, в 1952 г. – неонацистскую Социалистическую имперскую партию (СИП), второй, в 1956 г., после почти четырехлетнего разбирательства, – Коммунистическую партию Германии (КПГ). Общественность ФРГ выражает, тем не менее, сильное сомнение в эффективности конституционных положений о запрете антидемократических партий. Указывалось, в частности, на то, что скрытая враждебность к демократической системе может быть не менее опасной, чем открытая, но она сильно затруднит судебное преследование. Поэтому стабильность и демократизм германской политической системы, устойчивость конституционного порядка зависят не от статьи о запрете в Основном законе, а прежде всего от того, смогут ли ведущие политические партии достигнуть согласия по вопросу об основных ценностях демократического порядка и внедрить эти ценности в сознание народа.
В ФРГ существует практика финансирования политических партий за счет государственных средств. Установлен подушный сбор в размере 5 марок (на 1997 г.), который взимается со всех имеющих право голоса граждан, а не только с реальных избирателей отдельных партий. Этот сбор взимается не только при выборах в Бундестаг, но и при выборах в ландтаги и в европейские организации. Эти средства идут на возмещение партиям их расходов на избирательную кампанию. Конституционный суд ФРГ запретил использовать эти средства на иные цели. Закон о партиях обязал политические партии представлять отчет о происхождении своих финансовых средств. Он ежегодно направляется председателю германского Бундестага и публикуется им, что дает возможность общественности получить представление о бюджете Политических партий и источниках их финансирования.
Внутренняя структура партий также должна следовать предписаниям Основного закона. Статья 21 устанавливает, что внутренняя структура партий должна соответствовать демократическим принципам. Развитие этих положений содержится в Законе о партиях. Там, в частности, определено, что руководящие органы партий легитимируются посредством внутрипартийных выборов, споры между партией и ее членами решают партийные третейские суды, которые не должны иметь в своем составе членов правления или функционеров этих партий.
Согласно конституции партии могут создаваться свободно, для этого не требуется разрешение или уведомление. В законе о партиях содержатся некоторые уточняющие положения: партия должна иметь четкое наименование, не повторяющее наименование других партий, необходимо наличие письменного устава и программы, в основу построения партии должен быть положен территориальный принцип.