Согласно мнению одного из видных английских специалистов в области интеркультурного взаимодействия Р. Льюиса, немецкая культура оказывается на крайнем полюсе монохронной активности. Характерными чертами немецкой моноактивной культуры при этом являются:
• логическое мышление;
• рациональный и методичный подход к делу;
• учет многочисленных деталей;
• терпеливость;
• ровность в диалоге: поддержание разговора и умение слушать; в разговоре собеседники перебиваются редко;
• интровертность (сосредоточенность на самом себе); занятость своими сооственными делами;
• любовь к уединению (уединение помогает сосредоточиться на выполняемой работе);
• систематическое планирование будущего;
• только одно дело в данное время;
• работа в фиксированное время (гибкий график рабочего дня применим крайне редко);
• пунктуальность, культ учета времени;
• подчинение графикам и расписаниям: расчет рабочего времени;
• разбитие проектов на этапы с их дальнейшим последовательным решением;
• получение результата по мере окончания последовательности ранее согласованных между собой цепей действий;
• строгое следование плану;
• любовь к заранее установленной повестке дня;
• строгое следование фактам;
• получение информации из статистических источников, справочников, баз данных (недоверие к устной информации, предпочтение обезличенной);
• формализованность процедур получения информации, назначения деловых встреч и т. п. (основанием служит официальный запрос в письменной форме, личные контакты при этом сведены к минимуму);
• ориентация на результат (выполнение заданной работы), а не на процесс (работу в коллективе как таковую);
• беспристрастность (минимум эмоций);
• узкая специализация и высокая компетентность в области своей ответственности;
• поручение конкретных заданий наиболее компетентным коллегам;
• строгое следование установленным правилам и процедурам;
• неохотное согласие на покровительство;
• краткие телефонные беседы по существу;
• записи для памяти (ведение ежедневников);
• уважение официальных и бюрократических процедур;
• нежелание терять собственное достоинство, извинения приносятся редко;
• опора на логику в споре;
• сдержанная жестикуляция и мимика;
• разграничение социальных и профессиональных аспектов деятельности.
Немцы любят содержательность, детальность и ясность, они ненавидят недоразумения. Немцы не склонны принимать «молниеносные» решения. Они убеждены, что организация будет успешно работать, если рабочие процедуры сначала тщательно разрабатываются и только после этого утверждаются. Изменения в менеджменте в Германии производятся гораздо реже, чем в США. Тем не менее германская монохронная культура испытывает некоторые сложности при ее соприкосновении с представителями моноактивных культур (разница между этими системами представлена в табл. 10.3). В таком интеркультурном взаимодействии наиболее характерно проявляется недостаточная гибкость немецкой модели поведения. Немцам трудно перестраиваться, так как приходится менять ранее согласованные между собой планы. С этим фактом для немцев связана большая часть трудностей работы с представителями моноактивных культур, которые менее пунктуальны, педантичны и обязательны.
Таблица 10.3.
Отношение ко времени и делу в моноактивной и полиактивной культурах
Модель менеджмента
Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста Макса Вебера (1864-1920). М. Вебер был в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту и бизнесу. Его творчество формировалось под прямым влиянием матери, глубоко религиозной женщины, исповедовавшей кальвинизм (одно из ведущих течений протестантизма в эпоху становления капитализма).
Концепция бюрократической рационализации, разработанная М. Вебером, явилась важной вехой становления классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе, названной им «бюрократической» (не следует путать с современной трактовкой этого термина). Бюрократия (по М. Веберу) — система управления не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов определенным правилам и процедурам. Формальная рационализация, по М. Веберу, подразумевала процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения Цели полностью или почти полностью был детерминирован правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Концепция включала, четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности; разделение функций собственности и управления. Это были безусловно прогрессивные базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента.
М. Вебером формулировались условия реализации предложенной им концепции:
• Должности организуются в иерархическую структуру в соответствии с формальными полномочиями, каждая должность находится в подчинении вышестоящей. Объем власти и объем полномочий менеджеров по мере движения вверх по уровням иерархии возрастает.
• Отбор и продвижение сотрудников по службе осуществляется в соответствии с их квалификацией, уровень которой определяется на экзамене или в соответствии с опытом и обучением.
• Все административные (управленческие) акты и решения оформляются в письменном виде; ведение записей есть память организации, обеспечивающая преемственность во времени.
• Менеджеры не являются собственниками организации; они — наемные сотрудники; они работают только в интересах самой организации, а не в интересах отдельных персон и групп.
• Менеджеры работают в соответствии с четкими правилами и процедурами, что должно гарантировать надежность и предсказуемость их поведения. Формальные установки, которые определяют и контролируют поведение всех работников во время работы, способствуют обеспечению трудовой дисциплины и контролю для достижения поставленных целей. В конечном итоге гарантируют стабильность организации.
• Важной характеристикой бюрократического менеджмента являлась рациональность, которая требовала использования наиболее эффективных средств выполнения задач организации. Менеджеры должны управлять организациями, следуя логике и науке. Все принимаемые решения должны вести прямо к выполнению задач организации.
Не отрицая ряд недостатков теории М. Вебера, следует отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для таких стран, как Россия). Теория рационализации М. Вебера имела многих последователей, в том числе и в наше время, и оказала серьезное влияние не только на немецкую школу менеджмента, но и на многие другие школы развитых стран мира.